Двойное дно советской эстрады

Лёгкая музыка это эффективный способ влияния на массового слушателя. Неслучайно советские идеологи уделяли большое внимание этому жанру. Выдающиеся композиторы Исаак Дунаевский, Тихон Хренников и Александра Пахмутова создали высокохудожественные образцы песенного творчества. Талантливые поэты-песенники Василий Лебедев-Кумач, Михаил Матусовский и Николай Добронравов написали яркие, звучные тексты. Великолепные исполнители Муслим Магомаев, Юрий Гуляев и Анна Герман дали прекрасную интерпретацию вокальным произведениям советской эпохи. Но, как это всегда бывает, помимо мастеров искусства изготовляли свои нехитрые поделки и предприимчивые подмастерья. – Что ж здесь удивительного? – спросит искушенный читатель. Действительно, ничего предосудительного в торговле созвучиями и рифмами нет. Но загвоздка в том, что часто этот гешефт сопровождался фигой в кармане. Взращенные советской властью стихоплёты и мини-Сальери, вставляли антисоветские двусмысленности и околичности в свои опусы.

chitalnya.ru

Например, душещипательная песенка «Жизнь без любимого» (музыка Александра Зацепина, слова Леонида Дербенёва) из кинофильма «31 июня», 1978, могла быть истолкована как «Жизнь без Любимова». Таким образом, авторы как бы выражали свою посильную поддержку фрондирующему театральному режиссёру Юрию Любимову. Вскоре, в 1979 году, артист балета Александр Годунов, снимавшийся в этой англоманской постановке, бежал в США, и сей фильм был заслуженно положен на полку. А вспомните ресторанную песенку «Барабан был плох» (музыка Раймонда Паулса, слова Андрея Вознесенского), чья мелодия напоминает гимн Израиля. И авторы у неё соответствующие. Вознесенского пытался выслать из СССР ещё импульсивный генсек Хрущёв. Надменный прибалт Паулс демонстративно сторонился советской тематики в своей музыке, где царили сестра Кэрри, Шерлок Холмс и космополитная попса. А мелодично-слащавая песенка Юрия Антонова «Вот как бывает», 1982, может быть истолкована как «Водка бывает». Она была размножена миллионными тиражами за несколько лет до начала антиалкогольной кампании в стране, истерзанной зелёным змием! Эти традиции двуличия прижились и на российской эстраде, причём в более циничной форме. Например, образчик легкого жанра «Сто шагов назад», 2003, сварганенный Константином Меладзе, может быть истолкован как «Стоша говнозад».

 

Share
Likes(0)Dislikes(0)
Print Friendly, PDF & Email
75 views

Leave a Reply