Армяне Казахстана: между прошлым и будущим

Views: 64

Председатель Ассоциации армянских культурных центров Республики Казахстан “Наири” Артуш Месропович Карапетян является также автором ряда книг по истории армянской общины нашей страны, которые он написал при содействии казахстанского историка, лауреата премии Союза журналистов РК Тлеу Садвакасовича Кульбаева (1942-2017). Особо хочется отметить, что его книга “Левон Мирзоян. Биографический очерк” вышла в 2008 году на казахском языке. Данное издание уникально тем, что сейчас на казахском языке редко выпускаются историографические труды о пламенных революционерах, освободивших наш народ от гнёта помещиков и капиталистов. Заслуживает похвалы и то, что в книге впервые приводится ряд документов из российских архивов. В биографическом очерке о Левоне Мирзояне с теплотой упоминается выдающийся азербайджанский государственный деятель Нариман Нариманов (1870-1925), приводится цитата президента Азербайджана Гейдара Алиева.  Символично и то, что Артуш Месропович является профессором Алматинского технологического университета, первым ректором которого был мой хороший знакомый — кандидат исторических наук, доцент Хажетден Баймендин (Қажет Баймендін, 1912-1999). Кстати, в 1964 году он защитил свою диссертацию “Победа Советской власти в Казахстане и революционная деятельность А.Т. Джангильдина (1917-1920 гг.)” в Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина. Эта тема была близка Хажетдену Баймендину и потому, что пламенный революционер Алиби Джангильдин был его другом. Так вот, именно Қажет Ата поведал мне о том, что Левон Исаевич Мирзоян (1897-1939) получил прозвище “Мырзажан” (“Щедрая душа” по-казахски) от степного Гомера — акына Жамбыла Жабаева.

Материалы казахских СМИ о Юлии Фёдоровне Тевосян.

Супруга репрессированного Левона Исаевича, Юлия Тевадросовна Тевосян (1901-1939?), также трагически погибла в результате политических преследований. Кстати, материал о ней был помещён в августовском номере журнала “Қазақстан әйелдері”  (“Женщины Казахстана“) за 1966 год. А главным редактором этого издания в то время была степная красавица Лазиза Мешитбаевна Сергазина (1908-1982) — одна из первых казахских журналисток. Сейчас деятельность Л.И. Мирзояна в Казахстане вызывает массу споров. Кто-то указывает на его большой вклад в развитие экономики и культуры республики. Кто-то вспоминает о его причастности к уничтожению целого ряда выдающихся казахских политиков и деятелей интеллигенции. В определённой степени сбалансированное мнение об армянском политике высказал доктор юридических наук, ведущий криминолог Казахстана Узыке Сикунбаевич Джекебаев (1927-2019) в интервью, которое он мне дал на казахском языке 9 июля 2018 года: “Особой пользы нашей стране он не принёс. Кое-что он делал, но принимал участие в репрессиях. Потом его самого арестовали. Левон был первым, кто указывал на наших джигитов. Всех задержали, а затем и его самого арестовали. Поэтому нет особого повода его хвалить. Он тоже один из кавказцев. Вот так. Это — большой вопрос. Ты понял? Его, конечно, надо поднимать. Но для этого нужно хорошенько подготовиться“.

На мой взгляд, главной мирзояновской ошибкой на посту первого руководителя Казахстана было то, что Каракалпакская автономия без боя была передана Узбекистану. В результате чего узбеки получили доступ к Аральскому морю, бывшему до того внутренним казахским водоёмом. Последующее обмеление Арала — это трагическое эхо безвольного акта передачи казахско-каракалпакского региона в состав искусственно созданной узбекской мини-империи. Нещадная эксплуатация водных ресурсов Приаралья ради увеличения в первую очередь урожая хлопчатника принесла огромные прибыли московским партократам и — в меньшей степени — их ташкентским коллегам. Только вот расплачиваться за этот аттракцион невиданной щедрости пришлось прежде всего казахам и братьям их — каракалпакам.

А переименование улиц, названных в честь Левона Исаевича, и демонтаж его памятника делают Л.И. Мирзояна дважды репрессированным человеком. Первый раз он пострадал физически при Сталине. Второй раз его духовно распнули при Назарбаеве. Любопытно, что и в наше время политические преследования по отношению к карабахскому армянину получают своеобразное концептуальное обоснование. Главный архитектор Актюбинска Танат Шегебаев мотивирует снос мирзояновского монумента тем, что он является устаревшим с идеологической точки зрения памятником. Хотелось бы спросить у “многомудрого” градостроителя: где можно узнать критерии, по которым определяется идеологическая актуальность или устарелость памятников? Может, нам следует повнимательнее перечитать труды доктора Геббельса и выступления товарища Суслова? Или нам стоит обратиться за консультацией к находящемуся под арестом мистеру Бэннону — бывшему главному идеологу президента Трампа? Во всяком случае, мы точно знаем, кто сейчас в фаворе у властей Казахстана. В столице республики, Акмоле, поставлен монумент генералу Шарлю де Голлю, находящийся на улице, названной его же именем. Этот французский политик не имеет никакого отношения к Казахстану, а его “героизм” заключается в том, что он почти всю Вторую мировую войну просидел в безопасной тиши британского генштаба. В Алматы есть памятник Махатме Ганди и улица в самом центре города названа именем этого индийского политика, который не имеет никакого отношения к Казахстану. Более того, его идеи мирного протеста и непротивления злу насилием крайне вредоносны в настоящее время, когда вооружённые до зубов капиталисты хотят установить по всему миру режим цифрового концлагеря под предлогом борьбы с простудой и гриппом.

Существует и другой щекотливый вопрос, касающийся лично А.М. Карапетяна. Злые языки утверждают, что Булат Абишевич Назарбаев в свою бытность акимом города Алматы осуществил захват карапетяновского “Бахуса” в 2012 году. Да, да. Вы не ослышались. Б.А. Назарбаев был фактическим мэром Алматы в период 2008-2015 годов, а номинальным градоначальником числился недалёкий любитель саун, гольфа и застолий Ахметжан Есимов. Артуш Месропович получил энную сумму отступных, пост свадебного генерала в Ассамблее народа Казахстана и был вежливо, но недвусмысленно выпнут из огромного владения в центре Алматы на жалкий клочок недвижимости на окраине города. Эта невесёлая история чем-то напоминает трагическую судьбу капчагайского мостостроителя Александра Владимировича Рязанова (1958-2009), чья компания “Трансстроймост” была одной из крупнейших мостостроительных фирм бывшего СССР. Президентский зять Рахат Алиев позарился на преуспевающий бизнес. А.В. Рязанов, выбрав из двух зол наименьшее, отдал половину акций компаний президентскому свату Аскару Кулибаеву, а свой пакет акций переписал на подставное лицо — гражданина Германии. Честно говоря, все эти винно-водочные и табачные компании надо национализировать и перепрофилировать. Но в данном случае меня в целом возмущает мерзопакостная деятельность Кулибаевых и Назарбаевых. В Алматы горе-строители Кулибаевы разрушили автовокзал “Саяхат“, изуродовали дом быта “Асем“, в нарушение всех норм противопожарной и санитарно-гигиенической безопасности соорудили торговый дом посреди проспекта Жибек Жолы. Тот же  Булат Назарбаев, уничтожив алматинский памятник архитектуры — кинотеатр “Октябрь” и прилегающий к нему сквер, воздвиг на его месте безликий жилой комплекс “Уш Коныр“.

Два боксёра: армянин Вартан Арутюнян и казах Камшыбек Конкабаев.

Между тем, плодотворное сотрудничество между армянскими и казахскими спортсменами имеет давние традиции. Прославленный тренер Никита Симонян пригласил Сеильду Байшакова в сборную СССР по футболу. Болельщики бокса со стажем помнят непримиримое противостояние Исраэла Акопкохяна и Серика Конакбаева, которые являются друзьями вне ринга. Конечно, исходя из этих благостных воспоминаний, не стоит идеализировать ситуацию с межнациональными отношениями в Казахстане. Надо смело говорить о проблемах в этой деликатной сфере. Скажем, трагический инцидент в карагандинском ресторане “Древний Рим“, произошедший в ночь с 31 декабря 2018 года на 1 января 2019 года, — это конфликт на межнациональной почве между армянской и казахской молодёжью. И это неудивительно. Ведь трудно найти более непохожие друг на друга народы, чем армяне и казахи. Но не надо забывать и тех армян, которые верой и правдой служат нашей стране. Например, борец греко-римского стиля Мкхитар Манукян из Армении, приняв казахское гражданство, дважды победил на чемпионате мира. Золотой дубль закавказского богатыря во славу Казахстана! Чтобы понять важность триумфа Миши Манукяна, давайте вспомним, что из той же России к нам прибыла целая толпа легионеров: борцы Геннадий Лалиев, Марид Муталимов, Гюзель Манюрова, Таймураз Тигиев, Магомед Куруглиев, биатлонистка Елена Хрусталёва и многие другие. Эти патриоты России, в массе своей вальяжно взявшие казахский паспорт в довесок к исконно-посконному российскому гражданству (кстати, это является нарушением казахстанского законодательства, запрещающего двойное гражданство), на мировых первенствах брали максимум серебряную медаль. А зачем напрягаться? Казахи и так одаривают их просторными квартирами и роскошными автомобилями. Но если эти патриоты России, некоторые из которых являются офицерами российских силовых органов и спецслужб, завоюют для Казахстана золотую медаль чемпионата мира, то тем самым будет нанесён ущерб России, которая лишится главной награды. Пятоё, четвёртое места, бронзовая и серебряная медали мирового первенства являются хорошими спортивными достижениями, но только золотая медаль имеет политическое значение для престижа страны.

Также заслуживает внимания “История армян Казахстана” А.М. Карапетяна, выпущенная в 2020 году. Там рассказывается, в частности, о таких крупных представителях диаспоры, как промышленник Пётр Атоян (1915-2003) и строитель Евгений Ёжиков-Бабаханов. Ведь, к примеру, выдающийся государственный деятель республики Мустахим Билялович Иксанов (1926-1991) высоко ценил и уважал уральского промышленника Петра Александровича, а видный партийный руководитель Динмухамед Ахметович Кунаев восхищался созидательным трудом Евгения Георгиевича. К сожалению, в Уральске и Западно-Казахстанской области до сих пор нет улицы, названной в честь П.А. Атояна, внёсшего не только большой вклад в укрепление обороноспособности страны, но и сделавшего немало полезного для экономического и культурного развития западно-казахстанского региона. Наверно, Пётр Александрович тоже относится к числу идеологически устаревших персонажей.

Географическая карта древнего Кавказа.

Не обошлось и без досадных казусов. В той же “Истории армян Казахстана” на странице 20 помещена примечательная карта древнего Кавказа, львиную долю которого занимает Великая Армения, а не столь великая Грузия примостилась малозаметным пятном на севере региона. Горная Мидия — Атрпатакан, являющаяся древним предшественником современного Азербайджана, — также удостоилась скромного участка территории на юго-востоке Закавказья. В этой связи вспоминаю свою командировку в Мангистаускую область в первой половине 2017 года. Меня угораздило попасть на заседание тамошнего грузинского культурного центра. Один из горбоносых участников этого мероприятия недоумённо спрашивал меня: “Как же так?! Армяне пытаются присвоить себе нашего великого поэта Шота Руставели“. Что ж, недуг шовинизма не редкость в глобальном масштабе. Третий Рейх, Русский Мир, Великая Степь… Каждый кулик хвалит своё болото. Вот и некоторые казахи в националистическом угаре пытаются присвоить себе монгольского Чингизхана.

Касаясь же деликатного языкового вопроса, отмечу, что Артуш Месропович почтительно относится к государственному языку страны пребывания. Изысканно оформленная продукция его компании препровождается грамотными текстами на казахском языке. А, вот, к примеру, дипломаты из Армении, Израиля, Китая, России, Турции и Южной Кореи демонстративно игнорируют государственный язык Казахстана. Официальные вебсайты их посольств не содержат информации на казахском языке. Иудейская организация “Хабад Любавич Казахстан” также пренебрежительно относится к нашему языку, используя на своём сайте только английский, иврит и русский языки. А дипломаты Азербайджана, Великобритании, Индии, США, Узбекистана и Франции, проявляя уважение к Казахстану, размещают на своих сайтах массу информации на казахском языке. Как говорится, почувствуйте разницу.

В заключение хотелось бы привести мудрую казахскую поговорку: “Жаман айтпай, жақсы жоқ“. Этому фразеологизму примерно соответствует русское выражение: “Лучше горькая правда, чем сладкая ложь“. Сейчас обострились отношения с нашим северным соседом. Впору сказать: “Вихри враждебные веют над нами…” И в авангарде российского империализма стоят лица армянской национальности: дипломат Сергей Лавров, тележурналист Маргарита Симоньян, политолог Андраник Мигранян. Я хорошо знаком с крымско-татарским народом Украины: от простых работяг до предводителей этого этноса. Так вот, по словам моих крымско-татарских друзей, армянская община Крыма практически в полном составе поддержала аннексию полуострова Российской Федерацией. А ветеран правоохранительных органов Казахстана, участник декабрьских событий 1986 года в Алма-Ате Ербол Абдрешов вспоминает, что после бунта казахской молодёжи усилились националистические выпады против казахов не только со стороны лиц славянской национальности, но и со стороны кавказцев. Выступление казахских студентов на площади имени Л.И. Брежнева было направлено против диктата Кремля. Кавказ там был не причём. Однако рабская психология некоторых лиц кавказской национальности стала причиной их угодничества перед своими московскими хозяевами. Но не стоит забывать, что одним из героев Небесной Сотни, павших в борьбе за независимость Украины, был уроженец Днепропетровской области Сергей Гагикович Нигоян (1993-2014). А на фоне разношёрстного сборища московских борзописцев положительно выделяется блогер-интернационалист Александр Александрович Майсурян. Наверняка, и среди армянской диаспоры Казахстана есть патриоты нашей страны.

Likes(1)Dislikes(0)
64 views

Discover more from TriLingua Daniyar NAURYZ

Subscribe to get the latest posts sent to your email.

Leave a Reply