Известные представители детективного жанра — Юлиан Семёнов (Ляндрес) и братья Вайнеры — пользовались особым расположением советских силовиков и руководства Центрального телевидения. Целый ряд нашумевших фильмов был снят по мотивам их сочинений. Справедливости ради следует заметить, что ими созданы запоминающиеся образы Штирлица и Жеглова. Но во многом благодаря их усилиям у советского зрителя формировался мещанский, невзыскательный вкус. Неслучайно, что и Семёнов, и Вайнеры предпочитали работать в телевизионном жанре. Тягучее многосерийное повествование позволяет легче замаскировать огрехи сюжета, надуманные диалоги, убогий визуальный ряд. Большой экран, в этом отношении, не прощает вялого течения событий.
Их сочинения отмечены изрядным количеством ляпов, стилистической небрежностью. Например, в вайнеровском телефильме «Место встречи изменить нельзя» немало моментов заимствованно из других фильмов. Когда Жеглов задавал вопросы одному из свидетелей, то для того, чтобы освежить в памяти опрашиваемого детали искомого вечера, он спрашивает о ходе радиотрансляции футбольного матча, проходившей в то же время. Данный приём был использован ранее в детективе «Круг», где герой Александра Збруева поступает аналогичным образом. А когда Шарапов видит в подвале магазина портрет своей возлюбленной на двери в качестве условного сигнала, то невольно вспоминается вышедший гораздо раньше телефильм «Вариант «Омега», где герой Олега Даля видит портрет своей женщины в витрине магазина в тылу врага.
Под стать братьям, но не Гримм, и семёновская продукция. В породившем массу анекдотов телефильме «Семнадцать мгновений весны» Штирлиц и Мюллер нередко сталкиваются в коридоре, как будто работают по соседству. Между тем как в реальности их конторы находились в разных районах Берлина. Эсэсовки с горячим сердцем и холодной головой впечатляют. Только вот в настоящих войсках СС не служили женщины. Отвлечемся от худлита. Сёменов вспоминает, что в ходе работы над книгой он нашёл прямой телефонный номер доктора Геббельса и спьяну позвонил туда. На другом конце провода ответили, что доктор Геббельс вышел. Да, богатая фантазия у сочинителя! Но безудержное воображение уместно в поэзии. А если берешься за создание художественных произведений, основанных на реальных событиях, то и вымысел надо свести к минимуму.
Будучи офицером КГБ, Семёнов мало внимания уделял повышению своих скромных литературных способностей. Его произведения выполнены в чёрно-белой палитре: расхожие клише, опереточные злодеи и прочая нехитрая атрибутика. Отрицательным персонажам он даёт «говорящие» фамилии. Кротов (намёк на могильщика?) в «Противостоянии», Дубов (дал дуба!) в «ТАСС уполномочен заявить». Диалоги его персонажей зачастую напоминают дискуссии на философском факультете, что звучит нелепо в устах следователей и подозреваемых, шпионов и домохозяек. Выдающийся кинорежиссёр Леонид Гайдай тонко высмеял Юлиана Семёнова в кинокомедии «Спортлото-82», где упоминается о популярном писателе Гениане Зелёном и его книге «Смертельное убийство». А братья Вайнеры ошибочно приписали великому мыслителю Конфуцию афоризм о чёрной кошке в тёмной комнате.
Discover more from TriLingua Daniyar NAURYZ
Subscribe to get the latest posts sent to your email.