Дактилоскопирование населения Казахстана — коррупционное нарушение прав человека

Алматинская журналистка Зульфия Раисова и докторантка специальности “Международное право” Университета КАЗГЮУ им. М.С. Нарикбаева Дана Мухамеджанова написали публикацию Обязательная дактилоскопия казахстанцев: зачем она нужна и как это работает?, посвящённую планируемой с 1 января 2024 года всеобщей дактилоскопии населения Казахстана. К сожалению, эта статья содержит ряд неточностей и противоречивых моментов.

Прокитайский полицай тестирует систему сбора отпечатков пальцев в Казахстане.

В целом, вышеупомянутая публикация всячески рекламирует всеобщую дактилоскопию. Например, там безаппеляционно заявляется: “В современных реалиях отпечатки пальцев стали незаменимым способом защиты информации от посторонних лиц вместо паролей и кодов”. Такой безудержный энтузиазм напоминает персонажа из кинофильма “Москва слезам не верит”, который клятвенно заверял окружающих, что в будущем все виды искусств будут заменены телевидением. Однако реальное положение вещей настраивает на более трезвое отношение к этой проблематике. Например, в 2019 году утечка отпечатков пальцев миллионов людей произошла в Британии. Как видим, даже такое технологически передовое государство, как Великобритания, не застраховано от подобных киберпреступлений. Что уж говорить о более коррумпированных и технологически отсталых странах Средней Азии и Казахстана?! Легко поменять скомпрометировавший себя пароль или код, а вот изменить свои отпечатки пальцев и иные биометрические данные, попавшие в распоряжение преступников, — практически невозможно. Если лет 60-70 назад физически было невозможно украсть национальную базу отпечатков пальцев, помещавшуюся в громоздких шкафах просторного здания, то сейчас подобная база данных с лёгкостью разместится на обычной флешке ёмкостью 128 гигабайт.

В этой связи понятной становится обеспокоенность немецкого эксперта Юлии Витте (Julia Witte, www.digitalcourage.de) в письме, направленном мне 27 марта 2023 года, насчёт размещения отпечатков пальцев казахстанцев в единой базе данных, что даёт возможность киберпреступникам завладеть биометрической информацией о миллионах наших сограждан. В Европейском же Союзе отпечатки пальцев того или иного гражданина планируется хранить только на его удостоверении личности или паспорте, что существенно затрудняет утечку этой секретной информации в общенациональных масштабах. Но даже такой сравнительно мягкий вариант вызывает возмущение у правозащитников вроде Юлии Витте, которые борятся против унизительной процедуры всеобщего дактилоскопирования.

Эти авторы также утверждают, что “в Беларуси введена биометрическая регистрация граждан в соответствии с законом “О государственной дактилоскопической регистрации”. Однако они умолчали о том, что в Беларуси сдача отпечатков пальцев законопослушными гражданами является ДОБРОВОЛЬНЫМ действием в отличие от обязательного дактилоскопирования, которое собираются ввести в Казахстане. Да, в Беларуси, как и в России, есть категории лиц, обязанные сдавать отпечатки пальцев: военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, обвиняемые, осужденные и так далее. Однако там нет ВСЕОБЩЕЙ дактилоскопии населения, как это практикуется, к примеру, в Китае, Таджикистане, Узбекистане и некоторых других странах. А, скажем, в Украине отпечатки пальцев сдаются простыми гражданами только для получения биометрического паспорта. Но можно избежать этой унизительной процедуры, если продолжать пользоваться обычными удостоверением личности и паспортом этой восточно-европейской страны.

Также неверным является утверждение этих авторов, что “для всех граждан, въезжающих в страны Европейского союза процедура биометрической регистрации, является обязательной”. Конечно, кыргызская туристка, купившая путёвку в Париж, или узбекский работяга, который едет на автозавод в Германию, обязаны сдавать отпечатки пальцев, поскольку и кыргызская путешественница, и узбекский пролетарий теоретически могут быть причастны, скажем, к международному терроризму и наркоторговле. А вот президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, который в январе 2022 года в публичном видеообращении приказал силовым органам РК стрелять без предупреждения по демонстрантам, спокойно въедет на территорию ЕС без унизительной процедуры сдачи отпечатков пальцев. Ибо подавляющее большинство глав государств и правительств, как и жена Цезаря, — вне подозрений. Вот вам и узаконенное неравенство людей! Назад к феодальным сословиям? Кстати, гостеприимные власти республик Средней Азии и Казахстана не откатывают пальчики белым и пушистым интуристам. Главное — это валютные поступления.

Для более взвешенного, научного подхода надо приводить и доводы оппонентов. В 2001 году году российский журнал “Наука и жизнь” по материалам журнала “Lingua Franca”, США, опубликовал занятную статью Дактилоскопия: есть сомнения в непогрешимости. Даёт пищу для размышлений такой вывод: “Криминалисты чаще всего используют как доказательство отпечатки, снятые не в лабораторных условиях, а найденные на различных предметах и проявленные с помощью тонкого порошка, пристающего к следам кожного жира, или посредством специальных химических проявителей. Эти следы обычно фрагментарны, размыты, перекрываются другими отпечатками, часто они сняты с негладкой поверхности и потому искажены. Их нелегко сопоставить с ровными, чёткими, снятыми в идеальных условиях отпечатками из полицейской картотеки. Трудно не усомниться в результатах такого сопоставления”.

Вот ещё весьма поучительная цитата: “Американский специалист по прикладной микроскопии Дэвид Стони пишет в вышедшем в 1997 году справочнике по методам криминалистики: “Широко распространенная вера в то, что рисунок папиллярных линий уникален для каждого человека, является продуктом вероятностной интуиции, а не научного исследования. Эта вера не опирается ни на обычные научные методы, ни на какую-либо теоретическую модель, ни на статистику, ни на эмпирическое подтверждение”. Кстати, именно по причине вероятностного, спорного характера выводы, сделанные с помощью полиграфа (детектора лжи), обычно не принимаются к рассмотрению в качестве доказательств.

Эти авторы обошли молчанием и коррупционную составляющую планируемоего дактилоскопирования населения Казахстана. Например, журналист Руслан Минулин в статье “Оставьте свои пальчики!”, опубликованной в казахстанском еженедельнике “Караван” 1 февраля 2002 года, пишет: “За два с лишним года, что вынашивалась идея поголовного дактилоскопирования, цена вопроса выросла с 10 до 30 миллионов долларов. Эту сумму МВД получит из бюджета, если удастся убедить депутатов в принудительном клеймении сограждан”.  К 2021 году аппетиты полицейских возросли до 60 миллионов долларов, о чём сообщает корреспонденция Не выделили деньги: глава МВД объяснил перенос сдачи отпечатков пальцев. Таким образом, запрашиваемая сумма увеличилась в шесть раз (600%) за период с 2000 года по 2021 год. При этом инфляция американского доллара за указанный период составила примерно 70%. Для того, чтобы оправдать чрезмерно завышенный ценник этой спецоперации, направленной против собственного народа, в качестве подрядчика была привлечена французская компания “Идемия”. Дескать, всё будет сделано по высшему разряду. Отсюда и астрономические расценки. Кстати, сам факт передачи такой деликатной информации, как биометрия, в руки иностранной компании тоже вызывает опасения из соображений национальной безопасности Казахстана.

Конечно, мало кто в здравом уме и трезвой памяти захочет добровольно подвергаться унизительному дактилоскопированию, опускающему законопослушного гражданина до уровня уголовника. Поэтому для избавления казахских министров, губернаторов и олигархов от этой неприятной процедуры составлен пункт 2 статьи 33 Постановления правительства Республики Казахстан от 31 января 2018 года № 36 “Об утверждении Правил проведения дактилоскопической и геномной регистрации”, предусматривающий, что отсутствие папиллярных узоров на ногтевых фалангах всех пальцев обеих рук освобождает от дактилоскопической регистрации. На мой взгляд, это — самая оптимальная и труднопроверяемая лазейка для чиновников и бизнесменов, не желающих унижаться на дактосканере. И заодно — дополнительный источник нетрудовых доходов для силовиков.

Наконец, всеобщее дактилоскопирование населения Казахстана нарушает  такой фундаментальный принцип правосудия, как презумпция невиновности. То есть, мы необязаны заранее доказывать свою невиновность посредством сдачи отпечатков пальцев или иных биометрических данных. Если к кому-либо из нас — законопослушным гражданам республики — есть претензии со стороны карательных органов прокитайского правительства РК, то тяжесть доказательства нашей предполагаемой вины целиком и полностью лежит на прокитайских полицаях и судьях позорных. Кстати, и биометрические фото, с таким усердием собираемые государственными и финансовыми учреждениями Казахстана, тоже нарушают неприкосновенность личности. Ведь эти фотографии в фас и профиль напоминают документирование правонарушителей. Также есть определённая перекличка с нацистской Германией, где измеряли черепа нежелательных для Третьего Рейха элементов.

Likes(0)Dislikes(0)
Print Friendly, PDF & Email
20 views

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *


The reCAPTCHA verification period has expired. Please reload the page.

%d bloggers like this: