Драматические события августа 1991 года стали одним из предвестников распада Советского Союза. Обстоятельства того путча и по сей день являются предметом оживлённой полемики не только в академических кругах. Два неудавшихся гекачеписта по-прежнему более чем вольготно чувствуют себя в Казахстане. Речь идёт о президенте Назарбаеве и его давнем сообщнике — Сергее Терещенко. Да, они чутко улавливают конъюнктуру и способны вовремя отречься от прежних убеждений, если оные не отвечают требованиям момента. Но своими действиями два дружка-корешка стараются сохранить преданность старым принципам.
Леонид Кравченко, возглавлявший Гостелерадио СССР в те памятные дни, вспоминает в своём интервью питерской интернет-газете: “… с самого утра уже стали приходить “перегоны” с заявлениями в поддержку ГКЧП. Кстати, в том числе от первых лиц Украины и Казахстана: Кравчука и Назарбаева. Их кассеты пролежали у меня в сейфе до вечера, а потом они же и попросили их вернуть“. Неслучайно 4 сентября 1991 года “Литературная газета” процитировала четверостишие неизвестного автора, начертанное на стене российского “Белого дома“:
Эй, Кравчук и Назарбаев,
Вас устраивал Янаев.
Не мычали, не телились,
А теперь вдруг отделились?
Сергей Терещенко, возглавлявший тогда Чимкентский обком партии и областной совет народных депутатов, также не отставал от своих старших коллег. Он сам косвенно признаётся в своих симпатиях к ГКЧП в этом интервью:
” — Где вы были 19 августа 1991 года?
— Я был в Москве, в Барвихе. Созваниваюсь со своим помощником, а он мне говорит: “Вы что, ничего не знаете? Горбачева сняли“. Я говорю: “Как это — Горбачева сняли? Ты что болтаешь?” А он: “Да, включите телевизор“. Я включил телевизор, а там “Лебединое озеро” танцуют. Потом послушал пресс-конференцию членов ГКЧП, в ужас пришёл, чемодан собрал и дернул в аэропорт. Домой прилетел, а в моём кабинете в моё отсутствие ремонт идет, и в связи с этим со стены сняли портрет Горбачева. Когда смотрели, кто ГКЧП поддержал, меня тоже в “чёрный список записали” из-за снятого портрета. Мол, Терещенко поддержал ГКЧП. А это просто ремонт был! Сняли ведь и другие портреты, и Ленина портрет сняли! В отпуск ушёл человек, вот и договорились отремонтировать кабинет, побелить, покрасить там”.
Любопытные сведения приводит генерал Коржаков на 85-й странице своих воспоминаний “Борис Ельцин: от рассвета до заката“, 1997: “Но «Альфа» ничего не сделала — бойцы молча наблюдали за пронесшимся кортежем. «Альфисты» потом рассказывали, что только один Карпухин — начальник спецгруппы — по рации кричал, требовал остановить машины. Карпухина, кстати, после путча пригласил к себе консультантом по безопасности Назарбаев“. Т.е. казахстанский политик оказал поддержку диверсанту из КГБ СССР, который открыто призывал к аресту президента Ельцина. И при этом джунгарин умудрился позиционировать себя на публике в качестве друга российского руководителя. Гибкость, недоступная самым искусным гимнастам…
В чём кроется причина поддержки действиям ГКЧП со стороны президента Назарбаева и его сообщников? С практической точки зрения, ему было выгодно сохранение Советского Союза, где он рассчитывал по национальной квоте стать премьер-министром или вице-президентом. А с идейной позиции, Нурсултан и его команда всегда были и остаются приверженцами централизованной системы власти на евразийских просторах, возглавляемой Кремлём. Мелкие споры и разногласия с Москвой не имеют большого значения. Милые бранятся — только тешатся…
Discover more from TriLingua Daniyar NAURYZ
Subscribe to get the latest posts sent to your email.