7 марта 2024 года народная артистка Грузии Ева Георгиевна Хутунашвили ответила на мои вопросы. Благодарю грузинско-американского кинематографиста Беку Гивиевича Сихарулидзе за организацию этого интервью.
Театральное искусство и кинематограф Грузии издавна славятся своими выдающимися актрисами, такими как Верико Анджапаридзе, Лейла Абашидзе и Софико Чиаурели. Героиня этой публикации продолжает творческую эстафету своих именитых предшественниц. Одной из крупных работ Евы Георгиевны было участие в кинофильме “Твой сын, Земля” режиссёра Резо Чхеидзе, 1980. Она блистательно сыграла там роль коммунистки Асмат Иашвили, которая вместе с главным героем фильма — первым секретарём райкома Георгием Торели (актёр Темур Чхеидзе) борется за возрождение некогда процветавшего района. В прошлом году я впервые в интернете обнародовал русскую версию этого фильма в своей публикации: Резо Чхеидзе. “Твой сын, Земля”. Поэтому данная тема мне особенно близка. Ниже приводится аудиозапись и изложение нашей беседы.
Народная артистка Грузии говорит о том, что честные, принципиальные советские руководители вроде второго секретаря районного комитета коммунистической партии Асмат Иашвили, которую она сыграла, были редким явлением. Конечно, сейчас некоторые идеи кинокартины “Твой сын, Земля” кажутся наивными, смешными. Но это наша история, которую нельзя предавать забвению. Жаль, что центральные телеканалы, кинопрокатчики по идеологическим соображениям не показывают этот фильм. Опять-таки, по мнению Е.Г. Хутунашвили, женщины Грузии в массе своей более тихие, домашние. Поэтому образ решительной, смелой коммунистки нетипичен для жительниц этой страны. Девочка-шахматистка же, уверенно выигравшая сеанс одновременной игры во второй серии кинофильма, напоминает о триумфе грузинских шахматисток советской эпохи на мировой арене. И моя собеседница рада, что и сейчас грузинские шахматистки занимают ведущие позиции в международном масштабе. Она также считает, что портрет Сталина, показанный в череде изображений великих сынов Грузии наподобие поэта Шота Руставели, — это не показатель политических симпатий создателей фильма, а характерная особенность визуального ряда того времени. В заключение нашего разговора она выразила свою благодарность за то, что кинолюбители помнят и ценят этот фильм.
Вообще, к середине 1980-х годов грузинский кинематограф вышел на ведущие позиции не только в СССР, но и в международном масштабе. Такие величественные постановки, как историческая драма “Покаяние” режиссёра Тенгиза Абуладзе и научно-фантастическая антиутопия “Кин-дза-дза” режиссёра Георгия Данелия, вошли в золотой фонд мирового киноискусства.
Публицистическое полотно “Твой сын, Земля“, вскрывшее наболевшие проблемы развитого социализма, стоит в одном ряду с этими художественными фильмами. Две серии киноверсии этого произведения в сжатой, наглядной форме показали и надвигающиеся бедствия. Подпольные миллионеры, устроившие вертолётную охоту. Авария на электростанции как предвестница будущих техногенных катастроф. Грядущие же межнациональные конфликты отчасти предсказаны в трогательной сцене, где советские грузины с грустью внимают песне своих соплеменников, доносящейся с приграничной территории Турции. Даже эпизод со съёмкой фильма о Дон Кихоте, происходящей на территории района, — многозначителен. Ведь главные герои киноленты отчасти выглядят как неисправимые идеалисты, которым трудно пробиться сквозь мещанское болото. К тому же, творчество великого испанского писателя Сервантеса пользуется особым уважением в Грузии. Наконец, сами создатели фильма “Твой сын, Земля” вскоре приступили к производству советско-испанского телефильма “Житие Дон Кихота и Санчо“.
Да и ситуация вокруг самой кинокартины была весьма драматична, неоднозначна. К примеру, её режиссёр-постановщик Резо Давидович Чхеидзе, вкусив сладкие плоды успеха своего детища, тем не менее отказался в 1991 году от Ленинской премии, полученной за этот фильм в 1986 году.
Есть и полушутливые аллюзии на противоречивые моменты грузинской истории. Первый секретарь райкома Георгий Торели, с восхищением наблюдающий из своего персонального автомобиля за прекрасной скрипачкой, заставляет вспомнить апокрифические рассказы о маршале госбезопасности Лаврентии Павловиче Берия, якобы высматривавшим из своего лимузина смазливых барышень на улицах Москвы. Ещё одна любопытная параллель. 1 января 1989 года в газете “Московские новости” была опубликована хохмочка “Так жить нельзя” одессита Михаила Жванецкого. А в 1990 году режиссёр Станислав Говорухин выпустил тенденциозный документальный фильм “Так жить нельзя“. Но гораздо раньше сценаристы Сулико Жгенти и Резо Чхеидзе вложили в уста первого секретаря райкома патетическую фразу: “Конечно, больше так жить нельзя!“, которую он произносит на выборном сельском собрании.
Реалистичность фильма подтверждается и трогательным эпизодом с молодой вдовой в исполнении миловидной актрисы Тамары Баакашвили. Отчаявшись получить положенную ей по закону жилплощадь, она оставляет своего малолетнего сына в кабинете у Георгия Торели. Растерявшийся первый секретарь райкома партии пытается уговорить её не бросать младенца на произвол судьбы. Тем самым, создатели киноленты живо подчеркнули остроту квартирного вопроса в Советском Союзе. Но подобный случай произошёл на самом деле в Казахстане ещё до выхода фильма в прокат. Не только в науке, но и в искусстве бывают случаи, когда художественный образ и реальное событие происходят независимо друг от друга.
Примерно в 1980 году молодая юрист Толкынай Макашева пришла на приём к ныне, увы, покойному Анатолию Аркадьевичу Волоскову — председателю Кировского райисполкома Талды-Курганской области Казахской ССР. Она привела с собой и сына младенческого возраста, надеясь решить стоявший перед её семьей жилищный вопрос. Но, в отличие от вдовы из грузинского фильма, она была замужней женщиной. Поняв, что районный руководитель не собирается помочь ей в решении наболевшей проблемы, она безапеляционно заявила: “В таком случае я оставлю своего ребёнка здесь!” На что глава райисполкома резко ответил её: “Тогда мы его заберём!” В конечном счёте, жилищный вопрос благополучно разрешился. Возможно, нестандартный поступок молодой матери сыграл свою положительную роль.
В 1980-е годы целый ряд публикаций в советских СМИ был посвящён этому фильму. Позвольте процитировать некоторые из них. Рецензия Даля Орлова в четвёртом номере журнала “Советский экран“, 1981, возвышенно озаглавлена: “Место орла — в небе“. Автор подчёркивает неразрывную связь кинокартины с заботами, радостями и переживаниями простых людей: “Так появился в сценарии и в фильме эпизод встречи с бегущим из села в город молодым учителем. Было дело: подсел такой учитель в машину, прося подбросить его до центра, не подозревая, что в машине окажется режиссёр, который “вставит” его потом в фильм“.
А в четырнадцатом номере журнала “Советский экран“, 1981, помещена статья народного артиста СССР Евгения Матвеева “Гражданственность и мастерство“, который в качестве председателя жюри конкурса художественных фильмов XIV Всесоюзного кинофестиваля (Вильнюс и Каунас), 1981, подвёл итоги этого смотра мастеров кинематографа. В частности, он заявил следующее: “Бескомпромиссной партийной страстностью отмечена картина грузинских кинематографистов “Твой сын, земля“, поставленная режиссёром Р. Чхеидзе по сценарию, написанному им вместе с кинодраматургом С. Жгенти. Принципиально новаторским её достижением представляется мне образ главного героя — секретаря райкома Георгия Торели, воплощённый Темуром Чхеидзе. Перед нами — человек дела, человек активной жизненной позиции, наделённый умением широко, по-государственному мыслить, твёрдый в своих убеждениях, обладающий неоценимой способностью пробуждать гражданское чувство в других. Перед нами — герой интеллектуальный, личность сильная, умеющая вести за собой людей, воплощающая высокие представления о партийной совести, о народном вожаке“. Закономерно, что творческий коллектив этой кинокартины получил Главный приз за лучший художественный фильм, а её композитору — народному артисту СССР Гии Александровичу Канчели — вручили приз Союза композиторов Литовской ССР. Элегичная музыка маэстро Канчели, проникнутая национальным колоритом, имеет более счастливую судьбу по сравнению с кинофильмом. Ведь его песня вошла в репертуар известных грузинских вокалистов.
В этом же номере была напечатана подборка мнений иностранных гостей ВКФ “Говорят зарубежные гости“, где режиссёр Манфред Краузе (ГДР) высказался о художественном фильме грузинских кинематографистов: “Последняя лента потрясла меня своим высоким гражданским накалом, публицистичностью, злободневностью, соединёнными с мягким лиризмом, юмором, великолепными актёрскими работами, высочайшим профессионализмом её создателей. С огромным интересом смотрел этот фильм. Его герой — партийный руководитель — смело вступает в борьбу с недостатками, потому что уверен в правоте своего дела, в повсеместной поддержке политики партии, цель которой — благосостояние всего народа, всего общества“.
Под рубрикой “Современность и экран” в девятом номере журнала “Искусство кино“, 1983, режиссёр-постановщик фильма Резо Чхеидзе выступил с программной статьёй “Энергия наших идей…” Прежде всего, он высказался о влиянии июньского (1983 год) Пленума Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза на развитие отечественной литературы и искусства: “Как подчеркнул товарищ Ю.В. Андропов, по мере роста культурного уровня народа усиливается воздействие искусства на умы людей. В сколь же огромной мере растёт ответственность каждого из нас, пашущих на ниве искусства, за то, чтобы находящееся в наших руках мощное идейное оружие служило делу народа, делу коммунизма!.. На современной стадии нашего развития, сказал К.У. Черненко в докладе на Пленуме, в начале этапа развитого социализма, перед нами, с одной стороны, крупные задачи сегодняшнего и завтрашнего дня, а с другой – проблемы, оставшиеся от дня вчерашнего… Вскоре после июньского Пленума ЦК КПСС в Москве торжественно открылись Дни грузинской литературы и искусства, посвящённые 200-летию Георгиевского трактата, историчеcкoгo акта, который положил начало объединению Грузии и России. Мы, члены грузинской делегации, посетили Донской монастырь, чтобы поклониться могилам выдающихся общественных деятелей Грузии, тех, кто два века назад приехал, в древнюю русскую столицу, поселился здесь и сделал первые шаги к трактату“.
Затем он рассказал о реальных событиях, послуживших основой для создания фильма: “К.У. Черненко в своем докладе высоко отозвался об идеологической и организаторской работе некоторых райкомов партии, среди них о работе Абашского райкома в нашей республике. К созданию агропромышленных объединений они подошли прежде вceгo как к проблеме становления новых отношений между людьми, которые связаны единой целью, единым интересом, ответственностью за конечные результаты общей работы.
Что же произошло в Абаше? Мингрелия, в которую входит Абашский район, основной
в Грузии поставщик кукурузы. Но самая высокая себестоимость кукурузы в республике была именно в Абаше. Парадоксально, но факт. Пришёл в Абашу первым секретарём райкома партии Гypaм Мгеладзе, ныне – Герой Социалистического Труда и председатель республиканскoгo Комитета сельскохозяйственного производства. Пришёл и затеял эксперимент. Каждый колхозник получал участок земли и заключал с колхозом договор, по которому колхоз обрабатывал машинами этот участок, а колхозник выращивал на нём кукурузу. Определённую часть урожая колхозник оставлял себе, остальное отдавал колхозу. То есть зарабатывал мнoгo больше, чем в обычных условиях. Так был найден метод, гармонически соединивший интерес каждого крестьянина с колхозным и государственным интересом. Урожаи кукурузы резко выросли, а производство её столь же резко подешевело. Абашский район, в прошлом отсталый, вышел в передовые районы Грузии. Эксперимент дал огромный экономический и социальный эффект. А экономика, как говорил Ленин, – лучшая политика. Теперь это уже не эксперимент — Абашская система стала общим достоянием, многие районы республики перешли на такой курс. Абашские руководители проявили смелость и новаторство, творчески подойдя к сложной экономической проблеме.
И все мы, кто работал над фильмом “Твой сын, земля“, гордимся, что наш герой Георгий Торели в то время, когда Абашский метод только пробивал себе дорогу, на экране пошёл вслед за реальным Гypaмом Мгеладзе…“
В заключение статьи автор вновь подчеркнул руководящую роль партии: “В речи Ю.В. Андропова и в докладе К.У. Черненко ярко и точно обрисована система взаимоотношений партии с искусством, с художниками. Партия не может быть безразличной к идейному содержанию искусства. Она вceгда будет направлять развитие искусства так, чтобы оно служило интересам народа… Партнёрство – именно так назвал в своём выступлении на Пленуме этот стиль отношений партийной организации с искусством товарищ Э.А. Шеварднадзе“.
Первый секретарь правления Союза кинематографистов Грузинской ССР, народный артист Грузинской ССР Эльдар Шенгелая написал статью “Веление времени“, опубликованную под рубрикой “Решения XXVII съезда КПСС — в жизнь!” в седьмом номере журнала “Советский экран“, 1986. Он положительно отозвался о фильме: “Масштабное, остропроблемное повествование о жизни, заботах и делах секретаря райкома партии Георгия Торели “Твой сын, земля!“, поставленное режиссёром Р. Чхеидзе, выдвинуто на соискание Ленинской премии“. Вместе с тем, Эльдар Николаевич подверг критике иронический боевик с элементами мелодрамы “Господа авантюристы“, снятый режиссёром Бидзиной Чхеидзе (сын Р.Д. Чхеидзе), причислив его к категории “откровенно слабых, посредственных, а то и попросту пошлых картин“.
Наконец, в двенадцатом номере журнала “Советский экран“, 1986, была напечатана заметка “Новые лауреаты“, где сообщалось, что режиссёр Реваз Чхеидзе, сценарист Сулико Ильич Жгенти, оператор Ломер Бидзинович Ахвледиани и актёр Темур Нодарович Чхеидзе были удостоены Ленинской премии 1986 года в области литературы, искусства и архитектуры за художественный фильм “Твой сын, земля” производства киностудии “Грузия-фильм“.
Discover more from TriLingua Daniyar NAURYZ
Subscribe to get the latest posts sent to your email.