11 декабря 1990 года московский еженедельник “Экспресс-хроника” опубликовал интервью с политиком Нурсултаном Назарбаевым. Данный текст неоднократно цитировался казахскими оппозиционерами, но полностью этот материал в интернете обнародован не был. Спешу исправить эту недоработку.
НА СЦЕНЕ И ЗА КУЛИСАМИ
7 декабря в ЦК КП Казахстана состоялась встреча студентов вузов столицы с президентом республики Н.А. Назарбаевым, на которой присутствовало около полутора тысяч человек. Тема дискуссии: политические и экономические проблемы Казахстана, национальный вопрос.
Встреча в эти дни была назначена не случайно. Приближается годовщина декабрьских событий 1986 г. Поэтому о трагедии 17 декабря говорили много — и сами студенты и Президент. Он отметил, что выступление молодежи в декабре носило мирный характер. По словам Назарбаева, это была первая зрелая политическая демонстрация в стране. Она войдет в историю как важное событие. Президент, обращаясь к аудитории, официально заявил, что хулиганских и националистических проявлений со стороны студентов не было и поэтому он осуждает карательные акции военных.
После завершения встречи ваш корреспондент взял интервью у президента Казахстана Н.А. Назарбаева
17 декабря многие политические партии выйдут на пл. Республики. Вы в своем выступлении сказали, что будет установлена памятная доска на месте гибели студентов и к ней допущена делегация из 50-40 человек (не более). Но что может произойти, если все-таки большинство демонстрантов пожелают отметить День поминовения именно на этой площади и митинг затянется на несколько часов?
На этой площади митинга быть не должно. Специальные войска примут меры, если на площадь выйдут люди. Что я еще могу сказать? ВС принял решение: пл. Республики — только для официальных мероприятий. Если мы сами будем принимать закон и потом пинать его ногами, никакого порядка не будет. Поэтому Вы передайте ребятам: могут прийти только 30-40 человек. На здании Агропрома (институт — прим. ред.) будет эта доска. Положить цветы. Поговорить. Я буду в Москве в это время, но представителя Президента я пришлю. Пусть он там выступит. Городское руководство тоже будет присутствовать. Но ребят надо остановить. Толпу не собирать.
Но ведь политические партии настаивают, чтобы траурный митинг прошел именно на этой площади. Они мотивируют это тем, что трагические события произошли не где-нибудь, а на пл. Республики.
Какие трагические события? Я не стал на встрече развивать эту мысль. 17-го — да. А 18-го? Меня ведь самого еле спас микрофон от запущенного кем-то булыжника. Я же с ними (студентами — прим, ред.) ходил по всему городу. Вы знаете об этом? По всем общежитиям. Я же видел, как это было. И народ Алма-Аты это видел. По-моему, нельзя считать, что это была мирная демонстрация. Самое настоящее хулиганство было 18 числа. Милиционеров били, забрасывали камнями. Мы то сейчас не говорим об этом. Среди раненых милиционеров и солдат было намного больше, чем этих (!). Поэтому не нужно так говорить. Я считаю, что не стоит будоражить население и вновь обсуждать этот вопрос.
Михаил Кубеков (Алма-Ата)

