В книге казахского диссидента Каришала Асан Ата “Правда бессмертна“, 2011, на страницах 569-575 содержится интересное свидетельство, относящееся к биографии бывшего председателя Верховного Суда Республики Казахстан, экс-генпрокурора РК Максута Нарикбаева (30 марта 1940 – 12 октября 2015). Это — “Открытое письмо авторам романа-диалога “Трудные ступени счастья” Максуту Нарикбаеву и Оразу Исмаилову“, написанное первой законной супругой этого дельца в судейской мантии. Кстати, девушку, убитую им в автокатастрофе, звали Сейсебала (Света) Аусабаева. Об этом мне сообщила его землячка — Несибели Сарсенбаевна Маукова. О том, что Максут Нарикбаев погубил девушку в автокатастрофе, было известно давно. Но её имя не разглашалось.
Уважаемая читательская публика!
Взяться за перо я решила после прочтения романа-диалога бывших одноклассников по школе Максута Нарикбаева и Ораза Исмаилова “Трудные ступени счастья“.
Конечно, все поступки и деяния с рождения человека — это жизнь. И если жизнь — история, то в ее описании должна быть только правда?
Париха
М. Нарикбаев, О. Исмаилов, интересная родилась в ваших головах идея книги. Через 47 лет (1957-2004), когда, казалось бы, достигнуты все желаемые рубежи, вы решили поделиться пережитым, чередуя ложь и правду.
Меня зовут не Пәриха. Мой отец, Кожагали, собственными руками вписал в свидетельство о рождении имя Париха. Ну а вы вполне можете быть Мэксутом, Срезом, так как ты не только имя (Мәксут), но и род свой изменил: скрывая, что являешься Найманом, стал новоявленным Жалайыром. Наверно, и этому есть причина. Говорят, в давние времена один принявший мусульманство армянин сказал: “Если хочешь сохранить жизнь, поневоле станешь мусульманином“. Видимо, и твой расчет был на то, что объявив себя Жалайыром станешь немного ближе к Шапрашты, а значит не будешь забыт самым сиятельным патроном из этого рода.
Стыдно, когда человек не может сказать правду… Интересно и то, что свою биографию ты начал не с родословной предков по мужской линии, а с бабушки татарки…
“Цена лжи — копейка” говорили предки. Что-то печален ты стал Максут и забывчив, может освежить твою память. Похоже, что на протяжении 30 лет все не можешь забыть меня (ведь вся молодость твоя прошла со мной). И не можешь высказать, сожаление ли это или горечь, а может ненависть за то, что не увяла я без тебя.
Это я увлекла тебя спортом и зажгла в тебе искру. Мы были равны друг другу и когда решили, что пойдём по жизни, не разжимая рук, все учителя, вся школа поддержали нас и смотрели на нас с восхищением и любовью. Надеюсь, ты не забыл, как после свадьбы (1960 г.) я сказала тебе: “Сперва ты учись, ты ведь глава семьи, а затем я поступлю в институт“. Но ты с трудом закончил институт за 10 лет, да и то с поддержки Каришала-ага. Попробуй, скажи, что неправда? … И этому человеку ты платишь за добро чёрной неблагодарностью, стараешься всячески очернить его. Разве хлебу на своем столе и всему, чего достиг в этой жизни, ты не обязан этому человеку?!
А теперь надсмехаешься над этим человеком, наводишь пятно на его честь. Разве не бесчестье это с твоей стороны?! … Напрасными оказались его уроки для тебя, зря он возлагал на тебя надежды. Разве не о таких говорят в народе: “Прикормишь плохого барана — по уши салом вымажет, прикормишь плохого человека — по уши кровью зальет“?!
Слишком ты изворотливый и бесхребетный, иначе бы почитал такого уважаемого человека, как Каришал-ага, и носил его на руках. Видно правду говорят, что парша своё проявит. Вот и лезет из тебя гниловатое нутро.
Не забыл, наверное, что вытворял ты за 15 лет совместной жизни. Даже на нашем свадебном вечере ты ушёл под предлогом проводить гостей и явился только под утро. Я ведь и слова не сказала тебе тогда. Позже услышала, что провёл ты ночь с девушкой по имени Менсулу. С того дня начались твои измены и двурушничество. Скольких девушек ты заставил пролить слезы, скольких детей оставил без отца. Помню из Алматы пришла в Еркин открытка, в которой какая-то женщина поносила тебя за обман самыми грязными словами. Жаль, не сохранилась, видно, изорвал ты ту открытку.
Ты пишешь, что девять раз разводились, значит, и 3 года службы в армии ты считал за развод. Неужели гордишься этим? А причиной разводов ведь всегда были вы со своей матерью. Вспомни, сколько мы ни переезжали, ты выплачивал матери алименты. Надеюсь, не забыл этого? …
Ты даже не думал о том, что создал семью и, тем более, не умел быть благодарным и обязательным. В одном из своих диалогов ты пишешь: “теперь чаще, чем моё, звучало имя Парихи, раздавались насмешки в мой адрес, а её возносили лишь за то, что она родила пухленького сына“. Так что же, по-твоему я оказалась виноватой за то, что родила сына? Да ты и не радовался этому, наоборот, злился и завидовал, когда все вокруг поздравляли и хвалили меня. Даже о внуках своих ты отозвался с пренебрежением, как же будешь смотреть им теперь в лицо? Как грязен твой внутренний мир при обманчивой внешности.
Предаваясь весельям и развлечениям, сколько людей и девчат ты отправил на тот мир. В совершенной 1 сентября 1970 года аварии четыре человека стали инвалидами на всю жизнь и четверо погибли, среди которых была женщина (оказывается, из нашего Коксу), которую ты, живя со мной, хотел сделать второй женой. Одним словом, только одна твоя прогулка стоила трагедии восьми людей. Кроме того, посадив по приказу подвыпившего друга Муратпая за руль машины, засадил его на 10 лет в тюрьму за собственную аварию, считая, что “должен отсидеть один за двоих“. После заключения Муратпай развёлся с семьей из пяти детей. И всё это на твоей совести. Разве это неправда?! Попробуй опровергнуть.
Какой позор! Ты ни разу не навестил его в колонии, не помогал семье, а после его освобождения не то чтобы попросить прощения, а просто стал избегать его. Ты даже не сдержал слова, данного друзьям Муратпая, что после 10 лет отсидки подаришь ему “Мерседес“. До сих пор избегаешь его и боишься столкнуться с ним. Как ты после всего этого можешь называть себя джигитом и ступать с такой виной по земле?! …
И сейчас ты из-за своего бесстыдства чуть не развёлся с семьей. Только деньгами приостановила молодую претендентку Касия, пусть сама об этом скажет…
А теперь, когда “насытился сполна взятками” (лишь один пример: о том, как ты в своё время освободил “Рыжего Алмаса” и помог ему скрыться за границей, писали все газеты), без стыда и совести ходишь по святым местам, совершаешь поездку в Мекку, построил мечеть в Еркине, прикидываясь благочестивым и обманывая народ. Как же смотрят святые духи на эти твои “благодеяния” за неправедные и грязные деньги? Подумай, ведь только этим ты предстанешь перед Аллахом и народом, погрязший в грехах, и показываешь своё истинное лицо.
Ты добился моей руки в 1960 году. В том, что мы через 15 лет развелись, ты винишь только меня. Разве забыл, как было на самом деле? Хотя я возражала, ты устроил празднование 15-летия совместной жизни с друзьями и близкими, организовал банкет в Доме дружбы и это гуляние продолжилось до 4 января. На следующий день, 5 января, ты сказал, что поехал в командировку в Алма-Ату (ещё мать твоя была в доме), а 6 января привёл в дом в Еркине женщину, на которой якобы женился. Через месяц ночью вернулся из “командировки“, как будто ничего не бывало. Принял душ. Я молча ждала, что ты скажешь, потому что 3-4 дня тому назад слышала о том, что ты завёл новую жену. В то время у нас дома гостила мать твоего двоюродного брата Жармуканбета. На следующий день ты сказал мне задумчиво: “сможем ли мы с тобой жить дальше вместе“. Я молча вышла, закрыв двери на ключ, и пошла звать к нам в гости всех родственников и друзей.
И уже за столом, при всех, я рассказала о твоих проделках и в конце заявила тебе: “я не буду жить с тобой, устала я от тебя, и алиментов от тебя не надо“. Твоя мать со слезами выбежала из дома, умоляя меня не бросать семью.
Заявление на развод написал ты сам — я не ходила на суд, и свидетельство о браке сделал сам. Разве пройдохе такому трудно подделать документ.
А теперь заливаешься соловьем, стараясь изобразить себя в годы нашего брака в лучшем свете. Если бы не я, сидеть бы тебе в тюрьме. Подумай об этом. Ведь и после развода я ни словом не чернила тебя, “чтоб только дети не слышали плохого об отце“. Молчала о твоих проделках по сей день. А если бы я раскрыла все, что знаю о твоих неблаговидных делах, ты давно оказался бы на тюремных нарах. Скажи честно, верно это или нет. Если бы я ушла от тебя на 15 лет раньше, кто знает, сколько людей бы ты убил, сколько веселий совершил и поменял жен, скольких друзей подставил и отправил в тюрьму?
Как бы то ни было, я благодарна Богу, что порвала отношения и не живу с таким мерзким и бесчестным человеком. Я никогда и ни с кем не говорила о тебе за глаза. Даже когда Касия просила у меня прощения, я не промолвила лишнего и покорилась судьбе. И вот ты показал своё истинное лицо. Опустился хуже женщины-сплетницы с поганым языком.
Верно говорит мне тетя Нуриля, что я ни в чём не проиграла, порвав с тобой, а, наоборот, заслужила уважение среди родных и близких. В Еркине знают, какая я, и как всё было на самом деле. Никогда никого не обидела, и никто на меня не держал зла. Все любят меня и относятся с уважением. Моя подруга Гулбану шутливо говорит: “В Еркине не то что люди, собаки радуются при встрече с тобой“.
Почему, преодолевая очередную ступень жизни, ты не задаёшь себе вопрос: к чему пришел и чего достиг, кому я этим обязан? Или стыдишься признаться в поддержке моего дяди Макана ага, Каришала ага, Н. Шайкенова, Н. Назарбаева?! …
Ты пишешь, что твой путь был полон преследований и противостояний. Мол, этот сделал что-то, этот сказал что-то. Раскритиковал всех, с кем доводилось работать. В своих высказываниях о К. Мами, И. Рогове, Б. Мухамеджанове ты совершенно далёк от понятия “служебная, государственная этика“.
Разве достойно настоящего джигита говорить гадости и плохо отзываться о бывших друзьях и сослуживцах. Да это же настоящее преступление. Твои разглагольствования о демократии и свободе слова не стоят и копейки. Недаром у казахов говорят: “Возносящий себя подобен мертвецу“. Твоя демократия — это подхалимаж и лизоблюдство. Даже партию создал из угодничества. Ты повсюду твердишь, что состоишь в команде Н. Назарбаева, но если бы вдруг президентом стал Каришал ага, ты бы первым без стыда и зазрения совести объявил себя в его команде. Я нисколько не сомневаюсь в этом, так как насквозь знаю твоё нутро и психологию.
Насколько я знаю тебя, похоже, что теперь ты нацелился на Уштобе, Кировский и Карабулак, чтобы “рассчитаться” со старыми “друзьями“, которым немало задолжал.
“Оказалось, что О. Жандосов, М. Аблязов, К. Жакиянов, Ж. Ертлесова не открыли никакой Америки“, пишешь ты с медовой ухмылкой. А что ты со своей стороны сделал им хорошего? Не вникая в суть и не мотивируя фактами и аргументами, навешиваешь дутые ярлыки со ссылкой, мол, тот так сказал, а этот этак.
Почему ты обвиняешь голословно С. Дуванова, Г. Жакиянова, А. Кажегельдина? Где доказательства? Судя по твоему “роману” во всей стране только три кристально чистых человека. Это: президент Назарбаев, Максут Нарикбаев и его последняя супруга Касия. Собственно, к этому и сводится вся суть книги. Разве не так? …
Как я поняла из книги, та среда, в которой ты обитаешь, насквозь “аморальна“. А разве не ты один из тех, кто сотворил такую мораль, собрал соответствующую команду, чтобы оболванивать и обирать народ?! В каждом слове, в каждом примере ты занимаешься восхвалением собственной персоны и возносишь себя. Только уж очень это сомнительно. Если бы ты был таким уважаемым и кристально чистым человеком, то остался бы председателем Верховного суда, а не в кресле ректора КазГЮА. А сегодня у тебя жалкая роль посыльного. Носишься по указке свыше и считаешь это достойным делом.
Кстати, и назначение тебя ректором было большой ошибкой. Чему ты можешь научить молодежь с твоим мировоззрением, разве что вместо знаний научишь делиться на команды и подсиживать друг друга? Ты — страшный человек, готовый переступить через голову родного отца. Иначе бы не срамился тем, что самым бессовестным образом чернишь повсюду Асанова Каришала. Как бы то ни было, это человек был твоим учителем и наставником. Жаль, нет сегодня в живых Сапаш апай (да упокоится её душа), она бы высказала тебе всё сполна, потому что она лучше меня знала обо всех твоих грязных делишках.
Теперь, Ораз, несколько слов о тебе. Ибо не только назвать тебя писателем, но и подумать об этом стыдно. Так чего же ты взялся за дело, в котором ничего не смыслишь? Кто тебе разрешил срамить писательское перо? Мои слова, конечно, уязвят тебя. Твои мысли подстать росту — от горшка два вершка. Видно, допекла тебя жизнь, что, потеряв совесть, нанялся на такую грязную работу. Что только не делают деньги, вот и ты то беззастенчиво угодничаешь, то лжешь без всякой меры и ведёшь себя как последний прихвостень. И хоть пытаешься ты защитить и обелить своего друга, на самом деле, между строк так и веет завистью и недоброжелательностью к нему (ведь и мне не раз злословил о нем), да и в целом в вашем диалоге он выглядит далеко не приглядно.
Говорят, что не желающий видеть, не увидит и верблюда. Если ты не потерял совсем совесть, какое тебе дело до уважаемого в народе Каришала Асанова и поэта Сакена Иманасова. Только слепец не видит их достоинств, честности и гражданской порядочности, правдолюбия и таланта. Так кто ты такой на фоне этих личностей, чтобы клеветать и злорадствовать над ними. Ведь тебя, беднягу, и не заметишь рядом с ними, как клубок перекати-поле в пыли из под копыт скачущего коня.
Сколько раз ты бывал в моём доме, читал написанное, чтобы услышать мое мнение, с радостью принимал мои поправки (даже название подснежника не знал). Помнишь, мы вместе готовили 25-летие со дня окончания нами школы. В ходе подготовки этого мероприятия, зная твою поверхностность, я старалась скрыть это.
Вместе веселились и радовались, а на деле ты оказался скрытым врагом и через 47 лет показал, что ты есть на самом деле.
По сравнению с тобой Рахымжан не предатель, а честно боровшийся за свою любовь настоящий джигит. От той схватки на лице у твоего друга до сих остался шрам, так чего же писать о том, чего не знаешь?! …
Говоря об одном чиновнике (даже имя его назвать не решаясь, духу не хватило или кишка оказалась тонка), ты пишешь, что, спрашивая тебя о делах, он иносказательно иронически дал понять, что ты “работаешь наёмником“.
Так с какой ещё стороны ты хочешь показать себя, если таково и есть твоё призвание и назначение. Какой ты есть, таким ты и остался. Как же будут смотреть теперь на тебя те же восхваляемые тобой люди, как не на прихвостня. Стыд-то какой!
P.S.
В народе говорят: “не хлопай дверью, в которую придётся войти“. Вы не подумали о том, что пока есть дети, то придётся встречаться и с их матерью.
Это письмо написано потому, что авторы романа-диалога “Трудные ступени счастья” М. Нарикбаев, О. Исмаилов, хотя и писали книгу с целью прославить свои имена, как поняла я, постарались ещё и очернить мою репутацию и человеческие достоинства, оскорбить мою материнскую и женскую честь.
Но как бы то ни было, им это не удалось и не удастся. Потому что правду раскрывает время, а не самозваные “судьи“.
И ещё я хотела бы, чтобы изложенные в этом письме мысли дошли до широкого читателя, а извлечённые уроки помогли не только таким матерям, как я, но и юным нашим дочерям не сделать в жизни ошибочного выбора, найти дорогу к истинной любви и счастью.
Да будет всегда так!
Касымова Париха Кожагалиевна — первая законная супруга Максута Султановича Нарикбаева, июнь-сентябрь 2004 г.
Талдыкорган-Алматы
Discover more from TriLingua Daniyar NAURYZ
Subscribe to get the latest posts sent to your email.