Нурсултан Назарбаев. “Причислен к отстающим”

Views: 4

29 декабря 1976 года в газете «Правда» была опубликована статья «Причислен к отстающим», написанная собственным корреспондентом этой газеты по Центральному Казахстану Михаилом Полтораниным и подписанная секретарём парткома Карметкомбината Нурсултаном Назарбаевым. Ниже, впервые в интернете, приводится её полный текст. Но вначале позвольте высказать ряд соображений по этому поводу. Данная критическая публикация послужила трамплином в большую политику для будущего диктатора. Остановимся вкратце на некоторых нюансах, связанных с этой статьёй. М. Полторанин — это махровый шовинист. Подробнее — здесь. После опубликования данной статьи главный идеолог СССР Михаил Суслов, пытавшийся воплотить в реальность космополитичную химеру под названием «советский народ», принял у себя Н. Назарбаева, заверив его в своей поддержке. Как видим, будущий диктатор пользовался расположением со стороны деятелей, которым чужда идея сильного и свободного казахского народа. Таким образом, пророссийская ориентация узурпатора закладывалась ещё в те далекие годы.

Общеизвестно, что в советское время было категорически запрещено допускать казахов в космическую отрасль, атомную энергетику, радиоэлектронику и другие высокотехнологичные сектора экономики. В виде исключения туда попадали казахские полукровки, обрусевшие степняки. Несколько больше шансов было у казахов для трудоустройства в сфере чёрной и цветной металлургии, машиностроения и прочих отраслей производства. Но и там присутствие представителей коренного населения было нежелательным и по возможности ограничивалось. Казахи довольствовались трудом во второстепенных отраслях экономики вроде сельского хозяйства и железнодорожного транспорта. Вот на таком фоне молодой партократ Н. Назарбаев, представляющий аборигенов, рассуждает в главной газете страны, как надо плавить сталь и строить новые цеха. Впрочем, казах-то он только по паспорту. Его антиказахская политика и место рождения (населённые пункты Чемолган и Каскелен названы в честь джунгарских героев, и волна переименований в Казахстане не затронула их) указывают на джунгарскую родословную.

Сама должность секретарь парткома предполагала много прав, но мало обязанностей. Это был в некотором роде жрец, шаман, учащий работяг «уму-разуму». Безответственная демагогия секретарей парткомов выродилась со временем в нынешних «эффективных» менеджеров, главной функцией которых является выкачивание нетрудовых доходов из эксплуатируемого населения. Немало паразитирующих элементов выросло из тесной шинели секретаря парткома. Будущий глава Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский был главным коммунистом на Московском автозаводе имени Ивана Лихачева (ЗИЛ). Один из зачинщиков войны в Нагорном Карабахе Роберт Кочарян возглавлял партийную организацию Карабахского шёлкового комбината. Эти двурушники поучали рабочий класс нестяжательству и патриотизму, а сами немало пролили народной крови, присвоили себе чужое добро. Воспевали коммунизм, как высшую ступень развития человеческого общества, а сами скатились в дикий капитализм с элементами феодализма.

Статья «Причислен к отстающим», опубликованная в газете "Правда" 29 декабря 1976 года.

Что мешает хорошей работе Карагандинского металлургического комбината

Недавно партком Карагандинского металлургического комбината одобрил почин бригады старшего горнового Т. Адам-Юсупова, которая решила досрочно освоить проектную мощность доменной печи и выдать тысячи тонн продукции сверх задания. Коллектив доменного цеха, поддержав инициаторов, принял на первый год десятой пятилетки высокие обязательства, но… не справился даже с государственным планом. Ещё раньше металлурги предприятия по почину коммуниста И. Абдирова решили работать под девизом «Каждая смена — смена высокого качества». На всех участках Казахстанской Магнитки развернулась борьба за выпуск добротной продукции. Тем не менее из многих цехов идёт бракованный металл.

Из года в год многотысячный коллектив комбината пытается наладить чёткую работу, давать стране в достаточном количестве крепкую сталь, чугун и прокат. Этой цели подчинена вся деятельность нашей партийной организации. А вместо успехов — постоянные срывы ответственных заданий, штрафные санкции заказчиков. Так и не сумев рассчитаться с большим долгом в прошлой пятилетке, комбинат и в 1976 году недодал государству сотни тысяч тонн продукции.

В чём причины такого несоответствия? Почему усилия тысяч людей не приносят желаемого результата?

Казахстанскую Магнитку часто называют большой общесоюзной лабораторией. Построенное в последние годы, предприятие вобрало в себя новейшие достижения науки и техники. Здесь находится крупнейший стан «1700» холодной прокатки листа. Впервые в стране мы освоили 250-тонные конвертеры.

Нам, опять-таки первым в отрасли, пришлось начать переработку высокофосфористых концентратов из Лисаковского месторождения бурого железняка. Ничего неожиданного тут, собственно, не было: Казахстанская Магнитка и возводилась в расчёте на них. Сейчас в шихте комбинатовских аглофабрик до девяноста процентов лисаковского концентрата. Тем более странно, что ни лаборатории, ни институты Министерства чёрной металлургии СССР своевременно не исследовали «характер» этого сырья, не предложили надёжную технологию переработки. Только когда начали действовать цехи, выяснилось: многое надлежало строить по-иному. Теперь мы вынуждены выправлять положение на ходу, занимать под «эксперименты» мощные агрегаты и менять технологический процесс. Исследования, которые в лабораторных условиях стоили бы тысячи рублей, здесь обходятся в сотни миллионов.

Как известно, в домнах фосфор из металла не удаляется. В мартенах — тоже. Но поскольку печи сооружены, им нужна работа. Необходимость производства малофосфористого чугуна для мартенов привела к организации на комбинате необычных для металлургии двух потоков металла. В конвертеры сейчас идет лисаковский чугун, а в мартены — «чистый», из атасуйской руды. Это распыляет силы коллектива, создаёт неразбериху в межцеховой транспортировке продукции, порождает брак.

Сознавая бесперспективность такой работы, Министерство чёрной металлургии СССР решило исправить одну из своих ошибок — заменить в Темиртау мартен на качающийся агрегат. Специализированному проектному институту было поручено подготовить документацию. Подходят сроки пуска агрегата, а значительной части проекта ещё нет. Наши обращения за помощью в Минчермет пока ни к чему не приводят.

Надо сказать, что коммунисты, весь коллектив комбината горячо, заинтересованно решают «лисаковскую проблему». На предприятии созданы творческие бригады во главе с ведущими специалистами. Заметной победой коллектива стал «темиртауский рецепт» производства металла из фосфористого чугуна в большегрузных конвертерах. Оказалось, из лисаковского сырья можно получать не только низкосортную сталь, а вполне добротную продукцию, отвечающую всем современным требованиям. Надо только увеличить до сорока килограммов на тонну чугуна расход извести и немного удлинить срок плавки.

Работников Минчермета доводы наших специалистов убедили. В начале 1975 года был заложен фундамент известковой печи кипящего слоя производительностью тысяча тонн в сутки. Пустить её намечалось в декабре 1975 года, исходя из чего министерство «спустило» на 1976 год план производства конвертерной стали. Но продукцию печь не даёт по сей день. Из-за крупных просчетов, допущенных институтами «Гипромез» и «ДонНИИчермет», оборудование после горячего опробования полностью переделывается. «Ошибка» проектировщиков обойдётся государству в сотни тысяч тонн стали.

С неувязками в планировавнии, с просчётами проектировщиков, особенно института «Гипромез», предприятие сталкивается на каждом шагу. Сейчас, например, испытываем острую нужду в технологическом паре. По проекту все подразделения комбината связаны так, что если остановится стан горячей прокатки, то из-за отсутствия пара будут бездействовать доменный и сталеплавильный цехи. Такое происходит нередко. Или взять вторую агломерационную фабрику, пущенную недавно. На ней монтировалось два конвейера возврата просыпи: рабочий и резервный. Учитывая особенности лисаковских концентратов, специалисты комбината предупреждали сотрудников «Гипромеза», что этого недостаточно. Подкрепляли доводы инженерными расчетами. Но к рекомендациям не прислушались. Для нормальной работы производства всё же пришлось, как и следовало ожидать, ставить под нагрузку, оба конвейера. В случае выхода из строя одного из них фабрика остаётся без резерва и сажает на «голодный паёк» домны.

Специалисты, рабочие комбината вносят немало предложений, которые помогли бы усовершенствовать технологические процессы, исправить ошибки проектировщиков. Мы стучимся в двери институтов, управлений Министерства чёрной металлургии СССР. Но зачастую получаем отказы. А потом государство всё же вынуждено бывает тратить огромные средства, чтобы ликвидировать последствия тех или иных необдуманных решений.

Взять хотя бы пример с использованием дорогостоящего импортного оборудования для цеха белой жести. Цех, который должен производить половину всей жести в стране, сначала решили сооружать в Жданове. Туда несколько лет назад завезли оборудование. Однако потом министерство передумало и облюбовало для стройки Запорожье. Но вскоре отпала и эта «кандидатура». Не так давно металлургические машины прибыли к нам, в Темиртау. Сейчас строители полным ходом возводят корпус цеха. Не сегодня-завтра предприятию дадут план производства белой жести. А как её делать? Из-за неправильного хранения оборудование пришло в негодность, морально устарело.

Подобные неувязки и просчёты снижают действенность инициативы, поиска. Казахстанская Магнитка с самого начала как бы причислена к отстающим. Нередко разочарованные рабочие уходят с «неудачного» предприятия. В прошлой пятилетке комбинат покинули тысячи человек. И это несмотря на то, что партия и правительство проявляют о молодом предприятии постоянную заботу: выделили огромные средства на строительство жилья и культурно-бытовых объектов в Темиртау, ввели к заработной плате наших металлургов повышенный коэффициент.

Большая текучесть кадров, конечно же, отрицательно сказывается на производстве. Управление автоматическими линиями, сложным оборудованием приходится доверять «необстрелянным» новичкам. По их вине в цехах случаются аварии, последствия которых — тысячи тонн бракованной продукции. Текучесть кадров мешает организовать и по-настоящему боевое социалистическое соревнование.

Слов нет, есть тут и наша вина: в деятельности партийной организации не хватает ещё целеустремленности, умения доводить начатое до конца. Хотя непосредственно на производстве трудится девяносто три процента коммунистов, партком пока не научился использовать эту мощную силу для поднятия в цехах трудовой дисциплины, профессионального мастерства, развития наставничества, что помогло бы предприятию скорее выйти из прорыва.

Ясно и другое — надо лучше использовать могучие металлургические агрегаты. Сейчас наши доменные печи перерабатывают шихту с содержанием железа не более 48 процентов. Если состав металла в сырье увеличить всего на пять процентов, то есть довести до среднеотраслевого уровня, ежегодно можно получать дополнительно свыше миллиона тонн чугуна. Это равносильно строительству новой крупной домны.

Как же заставить агрегаты работать с большей отдачей? Путь простой — к бедному сырью подмешивать богатую руду. Солидное месторождение с содержанием железа около шестидесяти пяти процентов геологи обнаружили недалеко от Караганды — в Кен-Тюбе. Причем залежь находится у поверхности, особых затрат на разработку не требует. Казалось бы, сама природа содействует тому, чтобы укрепить нынешнее незавидное положение комбината. Совет Министров СССР предусмотрел в десятой пятилетке освоение Кен-Тюбинского месторождения. Минчермет должен был финансировать стройку. Коллектив Казахстанской. Магнитки надеялся, что скоро доменные печи наконец-то заработают в полную силу. Но заместитель министра чёрной металлургии СССР Г.Е. Овчинников сообщил, что строительство рудника Кен-Тюбе в нынешней пятилетке не предусматривается. Трудно с этим согласиться. Ведь сырье атасуйских карьеров, используемое для подмешивания к лисаковским концентратам, истощается. Задержка с развитием кен-тюбинской рудной базы приведёт к дальнейшему уменьшению содержания железа в доменной шихте. Значит, опять ходить нам в должниках, наблюдая, как работают вхолостую доменные печи и другие мощные агрегаты?

Поистине всенародное соревнование развернулось в стране за досрочное выполнение планов десятой пятилетки. Многотысячный коллектив темиртауских металлургов не мыслит себя в стороне от этого благородного дела. Мы хотим и будем трудиться эффективнее, давать стране больше добротной продукции. Однако для этого требуются не только наша энергия, энтузиазм, творческий поиск, но и повседневная действенная помощь Министерства чёрной металлургии СССР.

 

Н. НАЗАРБАЕВ. Секретарь парткома Карагандинского металлургического комбината. г. Темиртау, Карагандинская область.

Likes(0)Dislikes(0)
395 views

Discover more from TriLingua Daniyar NAURYZ

Subscribe to get the latest posts sent to your email.

Leave a Reply