Буркутбай Аяганов. “Казахстан и ядерное оружие”
Буркутбай Аяганов. “Казахстан и ядерное оружие”

Буркутбай Аяганов. “Казахстан и ядерное оружие”

Views: 41

8 февраля 1992 года газета “Казахстанская правда” под рубрикой “Точка зрения политолога” опубликовала статью “Казахстан и ядерное оружие. Новые подходы и оценки“. Её написал сотрудник Администрации президента Республики Казахстан Беркут Аяган (АЯҒАН Бүркітбай Ғелманұлы), который 20 ноября 2024 года отметит своё 70-летие. Автор этой публикации выступал за сохранение ядерного оружия на территории РК. Кстати, этот доктор исторических наук, доцент политологии был замечен на поминках олигарха Болата Назарбаева 13 ноября 2023 года, что говорит о близости учёного к семейству Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации Нурсултана Абишевича Назарбаева. Данное праздничное мероприятие проходило в закрытом режиме. Случайных людей там не было.

Однако здравые мысли молодого учёного не были услышаны, и казахские атомные бомбы были переданы России. Ярким представителем капитулянтской линии был тогдашний министр иностранных дел РК Касымжомарт Токаев, который 4 мая 1995 года дал интервью “Казахстанской правде” с красноречивым заголовком: “Казахстан не стремится в ядерный клуб, но готов быть гарантом стабильности в Центральной Азии“. Карьера услужливого дипломата стремительно пошла вверх, а сторонники ядерного статуса Казахстана остались на задворках общественно-политической жизни республики. Среди этих патриотов следует отметить ветерана отечественной дипломатии Михаила Ивановича Исиналиева и диссидента-музыканта Хасена Кожа-Ахмета.

8 февраля 1992 года газета "Казахстанская правда" под рубрикой "Точка зрения политолога" опубликовала статью "Казахстан и ядерное оружие. Новые подходы и оценки". Её написал сотрудник Администрации президента Республики Казахстан Беркут Аяган (АЯҒАН Бүркітбай Ғелманұлы), который 20 ноября 2024 года отметит своё 70-летие.

  Как известно, в последнее время в ряде зарубежных изданий, в частности в “Санди таймс”, появились спекулятивные утверждения, что, мол, Казахстан тайно продал в страны Востока ядерные боеголовки, а буквально недавно газета “Дейли мейл” выдала новую “сенсацию”: якобы Н. Назарбаев совершил уже 2 поездки в Тегеран и там обсуждал условия заключения сделки.

1. Зачем столько военных запасов?

Каковы же на сегодня запасы ядерных вооружений в странах бывшего СССР? По оценке немецкого еженедельника “Штерн“, на территории бывшего СССР к концу 1991 года  находилось в общей сложности 27 тысяч атомных боеголовок. Основной арсенал советских ракетных вооруженных сил находился в России: 9650 стратегических и 9000 тактических атомных боеголовок. На Украине насчитывалось 1300 стратегических и 2005 тактических атомных боеголовок. Беларусь обладала ядерным потенциалом, примерно таким же, как Франция или Великобритания: 100 стратегических и 1120 тактических боеголовок, в том числе и мобильные межконтинентальные ракеты типа СС-25.

В Казахстане находилось 1150 стратегических и 650 тактических атомных боеголовок. Но, как заметно из приведённых данных, большинство ядерных зарядов и иных вооружений находится в России. Если учесть к тому же, что Украина и Беларусь отказываются от своих ядерных запасов и вывозят их на территорию России, то становится заметным, что Россия практически уже стала монополистом в этой области. Но возникает вопрос: зачем ей столько оружия? При массовой нищете и громадной озлобленности населения? Зачем и для чего нужно столько военных запасов? Чтобы защищаться? От кого? Но какой же самоубийца захочет связаться с Россией?

2. Нам нужны гарантии

Не только зарубежные средства массовой информации, о которых мы упомянули, но и некоторые российские газеты, а то и деятели, как С. Говорухин, в последнее время уж очень настойчиво стали муссировать вопрос о стратегическом ядерном оружии, которое находится на территории республики. Невольно создаётся впечатление об организованном характере таких разговоров. Происходит парадоксальная вещь — никто, оказывается, кроме России, не может и не умеет как надо распорядиться оружием! Но история, к сожалению, доказала совершенно обратное: именно из Москвы — не раз и не два — исходили приказы то о тайном вмешательстве в дела суверенных государств — Никарагуа, стран Восточной Европы, а то и прямой оккупации чужих территорий — Венгрия, Чехословакия, Афганистан. Не будем сейчас говорить о колониальных захватах Российской империи, экспансии в ослабленные государства, но ведь приказ о начале войны с Финляндией в 1939 году был тоже отдан в Кремле. Я не хочу говорить о фатальной неизменности милитаристских устремлений правителей России, но ведь даже бегство практически всех республик из СССР не заставило руководство России задуматься над причинами, побудившими их к выходу. Причина эта в целом была ведь одна: надоело республикам и народам испытывать на себе диктат этой могущественной полуреспублики — полугосударства. Судя по выступлениям многих лидеров правительства, Россия до сих пор не отреклась от идей если не мирового, то всесоюзного господства. Если это так, то нет гарантии спокойствия соседям, тем более мы уже говорили о громадных запасах ядерного оружия, накопленных Россией.

В связи с вышеупомянутым хотелось бы сделать ряд своих прогнозов. Видимо, даже то ограниченное количество ядерного оружия, которое имеется сейчас на территории республики, станет предметом преднамеренных дискуссий и различных измышлений а средствах массовой информации России или таких изданиях, как “Санди таймс“. При этом в разговор включатся не только специалисты, но и артисты, писатели, снова кинорежиссёры, а возможно, и домохозяйки, и безработные. Будет искусственно создаваться массовый психоз: вот оружие у Казахстана — это опасно! Это нехорошо! Это недостойно! И т. д. Наверняка кто-то будет ещё более активно разыгрывать карту этнического сепаратизма в Казахстане. Самый свежий здесь пример — беспредметный спор о границах Казахстана.

Миллионы казахстанцев должен волновать и тот вопрос, что до сих пор отсутствует механизм военного и технического контроля за ядерным оружием, порядка его перемещения и использования. Пока трудно поверить в то, что в полную силу заработает соглашение руководителей 4 государств “О совместных мерах в отношении ядерного оружия“: там не определены в полной мере права и обязанности подписавших его государств, не подчёркнута особая ответственность сторон за безопасность, скажем, в конфликтных ситуациях. Чтобы не быть голословным — можно привести пример со спором о Крымском полуострове. Российская Федерация, у которой у самой масса нерешенных проблем, за которыми уже явственны признаки социального взрыва, не нашла другого момента, как именно сейчас начать спор о Крыме. Этот вопрос актуально обсуждался на заседаниях Верховного Совета республики. Уже раздаются воинственные заявления с обеих сторон. А там, смотришь, и за дело возьмутся!..

Кроме того, весьма нелёгкие времена ожидают Россию и в государственном плане. Нельзя исключить того варианта, что на территории России могут появиться новые территориальные образования. И не обязательно с национальным оттенком — возможно просто появление новых суверенных республик: Енисейской, Дальневосточной или Уральской. Как быть тогда? Если ядерное оружие окажется в руках автономных или вот таких территориальных образований?

Вызывает сильнейшее беспокойство политическая борьба внутри руководства России, пока ей конца не видно. Какие же группировки окажутся завтра у власти: Р. Хасбулатова — С. Бабурина, военных во главе с А. Руцким или же Бурбулиса с его единомышленниками? Одним словом, пока ясного здесь очень мало, борьба лидеров России находится только в зародыше, и есть опасения, что борьба за лидерство будет продолжаться длительное время.

И последнее. Не решён до сих пор окончательно вопрос о статусе армии СНГ. Узбекистан и Украина, как известно, имеют своё отличное от других государств мнение. Не завершилась борьба и между маршалами объединённых сил СНГ, там начались трения между несколькими школами, считай, группами, имеющими порою совершенно противоположные взгляды на роль армии в обществе, на военные доктрины, на отношения между сверхдержавами. Поэтому до определённого времени, пока не стабилизируется обстановка, как нам думается, ядерные боеголовки надо держать рассредоточенными на огромных расстояниях республик СНГ.

3. Для равновесия сил

Казахстан между тем должен оставить у себя ядерное оружие. При этом, естественно, он обязан свято соблюдать все взятые на себя договорённости по СНГ. Почему мы так думаем? Будучи ядерной державой, Казахстан, во-первых, сможет, на наш взгляд, быть равным среди других суверенных государств. Например, не мешает тем же Франции или Англии быть цивилизованными наличие у них ядерных вооружений. Уважение к ним других государств не стало меньше.

Во-вторых, надо всегда помнить, что Республика Казахстан обречена навеки быть мостом не между Востоком и Западом (таких мостов сотни), она обречена остаться в окружении трёх мощных сил: а) России, о которой мы только что говорили; б) миллиардного Китая; в) мусульманского Востока, кстати, уже создавшего своё ядерное оружие. Естественно, что они, а также и другие крупные страны будут иметь собственные, нередко эгоистические интересы в Казахстане. И ещё вопрос: не захотят ли огромному, но беззащитному Казахстану, как нередко случалось ранее, навязать новые ядерные полигоны? У меня, например, на этот счёт совершенно нет сомнений — могут вполне нам навязать свою волю другие, благо предлог всегда найдётся: защита соотечественников, территориальные претензии, временное использование, спекуляция на экономических трудностях и т. д. Равновесие сил, которое сложилось в настоящий момент, в будущем может сильно измениться.

Но, я повторяю ещё раз, ядерные боеголовки в минимальных количествах нужны Казахстану не для агрессии, а для самозащиты. Представления же некоторых политиков относительно Казахстана несколько односторонние и покоятся, как показывает анализ, на идеях евроцентризма: якобы вот США, Франция, Англия могут совладать с ядерными боеголовками, а Казахстан нет, не дорос ещё. Это явно тенденциозные представления. Уж кто-кто, а жители Казахстана лучше всех в мире, наверное, знакомы с последствиями ядерных испытаний — более 40 лет в густонаселённых районах республики грохотали взрывы. Кстати, те же ведомства так до сих пор и не восполнили ущерб, нанесённый этими испытаниями местному населению. Казахстан как государство, пострадавшее от ядерных взрывов, должен ими обладать. Например, вхождение Беларуси и Украины в ООН во многом было определено тем, что именно эти республики наиболее сильно пострадали во время второй мировой войны.

Как известно, одним из важнейших компонентов ядерных вооружений является уран. На территории Казахстана, например, производится более 40 процентов этого урана, в республике действует более 30 урановых рудников. По данным специалистов, общее число занятых в системе Минсредмаша на территории Казахстана превышало 90 тысяч человек, если включить сюда и их семьи, то получится, что в этой отрасли “завязаны” порядка 400 000 человек, если не больше. Куда же теперь их девать? В явочном порядке переселять на территорию России?

Мы полагаем, что в настоящее время, когда бюджет республики и так пуст, было бы крайне расточительным тратить деньги на перевозку вооружений; их сейчас легче и экономнее сохранить на месте. Естественно, за хранением столь опасных и дорогостоящих складов нужен особый, всеобъемлющий и гласный контроль. Тем более что Казахстан не только служил в качестве полигона для ядерных и нейтронных испытаний, но и вложил, обделяя своих граждан, многомиллиардные суммы на разработку и производство этого оружия.

Чтобы не допустить разбазаривания арсеналов, создать особые гарантии безопасности, Казахстану следовало бы в кратчайшие сроки вступить в ядерный клуб. Согласно уставу ядерного клуба все его члены отвечают за безопасность друг друга, эффективный контроль за оружием, сокращения вооружений членов этого клуба проводятся тоже по договоренности.

В настоящих условиях ликвидация ядерных вооружений в Казахстане серьезно нарушила бы баланс сил, сложившийся между Китаем, Пакистаном и бывшим СССР. Как известно, Россия объявила себя правопреемницей СССР, а дисбаланс сил в Азии шёл бы вразрез и с её геополитическими интересами. Ей гораздо безопаснее иметь на юге надёжного союзника, а не какую-то другую страну.

Тема, затронутая в этой небольшой статье, носит очень важный, если не глобальный характер. Сегодня высказана точка зрения лишь по некоторым её аспектам. Видимо, нужен обстоятельный анализ специалистов с привлечением широких кругов общественности.

                Б. АЯГАНОВ,
                  политолог.

Likes(0)Dislikes(0)
41 views

Discover more from TriLingua Daniyar NAURYZ

Subscribe to get the latest posts sent to your email.

Leave a Reply