Прославленный кинорежиссёр, народный артист России и лауреат Государственной премии СССР Вадим Юсупович Абдрашитов любезно согласился ответить на мои вопросы. Беседа состоялась 25 июля 2019 года при содействии казахского кинорежиссёра Рашида Мусаевича Нугманова. Ниже приводится её аудиозапись и стенограмма.
Вот такой вопрос. Вот, выдающийся режиссёр Динара Асанова. Она была же по национальности кыргызка, а снимала фильмы на русском языке. Но, вместе с тем, их нельзя назвать такими российскими. Они были действительно советскими. Вот, ваши фильмы тоже немного напоминают это, потому что, вот, вы – татарин, снимали на русском языке, но у вас фильмы получались такими синтетические, советские. Вот, как это? Вы согласны с такой оценкой?
Ну, немного, действительно, формулировка странная. И Динара, как и очень многие люди нерусской национальности, — это люди совершенно российской, русской культуры, русской литературы. И поэтому нет ничего удивительного, что зритель принимал эти фильмы. Это касается и меня, у которого мать русская. Но дело не в этом. Дело, дело в принадлежности к культуре. В данном случае тоже самое к русской культуре, конечно, естественно.
Да. И, вот, даже такой великий режиссёр, как Леонид Иович Гайдай, в начале своей карьеры был вынужден снимать такие коммунистические фильмы. А у вас, в вашем творчестве вроде таких фильмов нету. Вот, как вам это удалось?
Ну, так и удалось, так и удалось. Это — целая история с каждым фильмом. У каждого фильма своя биография, достаточно сложная. Но сохранить картину мне удалось.
Аха. То есть, как бы, специально же на вас никогда никакого гнёта же не было, но просто вы своим характером эти фильмы пробили? Правильно?
Ну как, как гнёта не было? Всё, всё приходилось пробивать, все замыслы, все сценарии. А потом сдавать картины. Некоторые довольно подолгу. Я девять месяцев сдавал фильм “Парад планет“. За, за картину “Охота на лис” я был даже уволен с киностудии “Мосфильм“. Правда, на три дня, но всё-таки. Вот такие казусы были. Так что, я повторяю, у каждой картины свои сложности были.
А я не знаю, откуда такие разговоры пошли? Может быть, это ваши какие-то завистники или среди руководителей недовольные люди. Вот, про “Охоту на лис” вообще же там говорили, что это, мол, — пропаганда гомосексуализма. То есть, ну, как бы, вообще такие были эти…
Ну, много же дураков на свете!
Да, да. То есть… А вот ваш казахский период жизни. Вот, вы в Алма-Ате учились немножко. Расскажите чуть-чуть.
Ну, а что рассказывать? Я там, я мальчиком там был, мальчиком. Я жил в Алма-Ате с 56-го по 61-й год. Учился в школе, а потом в железнодорожном техникуме. И в 61-м году навсегда из Алма-Аты улетел.
То есть, особо никаких таких ярких не было, да, моментов?
Ну, да. Ну, как? Ну, сколько мне? Одиннадцать лет было, когда я приехал в Алма-Ату с родителями, конечно.
И ещё вот такой вопрос вам, как профессионалу. Вот, помните, в советское время были проблемы с натурными съёмками. Т.е., если снимали фильм про Англию, естественно, в Англию не поедешь. Или там с оборудованием, с плёнкой. Сейчас таких проблем, вроде, нету. Но и великих фильмов сейчас нету, типа “Бриллиантовой руки” или “Они сражались за Родину”. Вот, почему такой кризис?
Ну, потому что нет, значит, художественной идеи. Нет замысла творческого, адекватных тому, что были реализованы в лучших советских картинах. Это такой общий процесс. Он касается и театра, и литературы, и всего искусства, как такового.
То есть, это… А вот то, что худсоветы были. Сейчас же продюсеры. То есть, они же тоже свою линию гнут. Тоже же как-то фильтруют.
Своя цензура иногда даже жёстче, чем раньше была.
А сейчас цензура жёстче, чем раньше?
Конечно.
А, то есть, такая рекламного плана, да?
Ну, разного, но всё-таки.
Фильмы Вадима Юсуповича содержат целый ряд знаковых моментов. Чего только стоит метафора более-чем-звериной сущности власти в “Слуге“, где большой начальник в исполнении несравненного Олега Ивановича Борисова своим рыком испугал настоящего волка. А маэстро Владимир Сергеевич Дашкевич расцветил своими волнующими мелодиями напряжённую ткань таких кинополотен героя моей статьи, как “Плюмбум, или Опасная игра” и тот же “Слуга“.
Лучшие фильмы В.Ю. Абдрашитова сняты на рубеже эпох, в переходный период. Поэтому его произведения отличаются тревожной атмосферой, драматизмом сюжета. Он не снимал весёлых комедий или захватывающих приключений, величественных эпопей или экранизаций классиков. Его картины — это своего рода злободневная кинопублицистика, облечённая порой в фантасмагоричную форму, как это было сделано в “Параде планет“, к примеру. И в этом отношении огромную роль сыграл сценарист Александр Анатольевич Миндадзе, заложивший прочный литературный фундамент для этих кинолент.


Discover more from TriLingua Daniyar NAURYZ
Subscribe to get the latest posts sent to your email.