Мой друг — харьковчанин Георгий Галдава — является патриотом Украины. Технарь по образованию, занимающийся коммерческой деятельностью, он не покинул свою вторую родину даже в разгар боевых действий весной 2022 года. С теплотой вспоминаю наши встречи в Киеве и Харькове, 2017-2018. А недавно Георгий Омариевич подсказал автору этих строк прелюбопытную тему. В принципе, краем уха я и раньше слышал о делении грузинской нации на сванов, менгрелов, гурийцев и так далее. Но эти этнографические особенности Грузии были для меня также малопонятны, как, к примеру, различия между шотландскими кланами. А вот Г.О. Галдава, сам являющийся менгрелом, поведал мне о “преданьях старины глубокой” и нынешнем положении своего народа.
В головокружительном калейдоскопе его рассказа о древней Менгрелии фигурирует и легендарная царевна Колхиды — Медея, от имени которой якобы произошла “медицина“. Хотя не только менгрелы могут похвастать древностью истории. Скажем, великий немецкий мыслитель Иммануил Кант засвидетельствовал почтение лексикографическому труду замечательного литовского поэта Кристионаса Милкуса: “Taк, нaпpимep, oднo из тpex вcтyплeний к cлoвapю K. Mилкyca (1800) нaпиcaл нeмeцкий филocoф И. Kaнт, пoдчepкнyвший знaчeниe языкa литoвцeв кaк oчeнь дpeвнeй нapoднocти для yяcнeния иcтopии мигpaций eвpoпeйcкиx нapoдoв” (Леонас Гинейтис. Литовская литература // История всемирной литературы: в 9 т. / гл. редкол.: Георгий Бердников (гл. ред.) и др. ; [авт. вступ. замечаний Юрий Виппер]. – Москва : Наука, том 5, 1988, стр. 415). Также по мнению Г.О. Галдавы, троянцы были родственниками колхов (менгрелов) и похищение гречанки Елены Парисом, ставшее поводом для начала Троянской войны, было местью за похищение Медеи аргонавтами Эллады. Впрочем, и на этот счёт бытуют разные точки зрения.
Например, арабист Валерий Емельянов в своей книге “Десионизация” утверждает: “Едва ли можно считать простым совпадением тот факт, что легендарный поход евреев из Египта под предводительством жреца высоких посвящений Моисея совпадает по времени с началом Троянской войны, а их вступление в Палестину — с её окончанием. Устное предание Каббалы, свято хранимое раввинами, повествует, что похищение сыном троянского царя Приама — Парисом — жены спартанского царя Менелая — Елены — было задумано для того, чтобы, стравив между собою два наиболее перспективных народа арийского корня — греков и хетто-венедов Малой Азии, отвлечь их внимание от Палестины, этого южного фланга Хеттской империи, осуществить захват важнейшего перекрестка международных путей. Естественно, что лучшие силы даже с периферии слабоцентрализованной Хеттской державы были отвлечены на Троянский театр военных действий. Южный фланг державы в течение всего сорокалетнего периода троянской войны был практически открыт перед еврейскими захватчиками. Но война оказалась затяжной, и Моисей ожидал долгие 40 лет в Синайской пустыне победы греков над заранее обречённой Троей: так решили жрецы древнего мира — Египта и Двуречья“.
Также Георгий Омариевич указывает на то, что Менгрелия издавна тяготеет к Европе. Если восточная Грузия долго находилась в составе персидской империи, то менгрелы были в орбите влияния Византии. Конечно, данное обстоятельство наложило отпечаток на менталитет его соплеменников. Харьковчанин кавказского происхождения почтительно упоминает и менгрела Лаврентия Павловича Берию — шефа советских спецслужб. Конечно, этот государственный деятель СССР был одним из крупнейших персонажей всемирной истории двадцатого века. Он успешно осуществил такие гигантские, сложнейшие мероприятия, как эвакуация оборонных предприятий из европейской части СССР на восток страны в годы Второй мировой войны и атомный проект. Со своей стороны, я благодарен Л.П. Берия за то, что в его бытность народным комиссаром внутренних дел СССР были казнены Филипп Голощёкин, организовавший казахский голодомор, и Левон Мирзоян, способствовавший уничтожению казахской элиты и передаче казахского Каракалпакстана в состав Узбекистана. Вместе с тем, “большой менгрел” был причастен к таким тягчайшим преступлениям, как массовый расстрел пленных польских офицеров в 1940 году.
Георгий Омариевич говорит и о негативных моментах, связанных с его соплеменниками. По его словам, крупный грузинский писатель — менгрел Константин Гамсахурдия — способствовал расстрелу Исаака Жвании, заместителя председателя ЦИК Грузинской ССР и сторонника создания менгрельской автономии в составе Грузии. Также Константин Симонович якобы был причастен к изъятию менгрелов и сванов из списка коренных народов Грузии. Украинский менгрел не жалует и сына классика грузинской литературы — первого президента Грузии Звиада Гамсахурдию. По его мнению, глава грузинского государства рассматривал менгрелов как сепаратистов, подрывающих единство нации. Но при этом Звиад Константинович вроде бы опирался на менгрелов, за что и поплатился, вызвав неприятие со стороны других группировок и этносов Грузии.
Упоминает Г.О. Галдава и о том, что многие криминальные авторитеты (воры в законе) постсоветского пространства — это менгрелы. Восхищаясь первоначальными реформами президента Михеила Саакашвили — менгрела по материнской линии — он с горечью заметил, что затем грузинский руководитель скатился к политическим репрессиям и распродаже экономики Грузии преимущественно российским дельцам. Но больше всего Георгий Омариевич опечален тем, что земли его народа разделены сейчас между тремя странами: Менгрелия находится в Грузии, Лазика отдана Турции и Абхазия оказалась под Россией. Подобная раздробленность мешает возрождению менгрельской государственности, культуры и языка. В частности, по его мнению, здесь имеет место быть нарушение “Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств”. Также он сожалеет о том, что многие материалы по истории менгрелов до сих необнародованы и хранятся в архивах России, Турции, Ватикана. Их опубликование заставит по-иному взглянуть на историю Закавказья.


Discover more from TriLingua Daniyar NAURYZ
Subscribe to get the latest posts sent to your email.