Жабайхан Абдильдин: “Там собирались самые выдающиеся люди!”
Жабайхан Абдильдин: “Там собирались самые выдающиеся люди!”

Жабайхан Абдильдин: “Там собирались самые выдающиеся люди!”

Views: 56

Видный философ современности, крупнейший учёный в области диалектической логики и теории познания Жабайхан Мубаракович Абдильдин (1933- ) любезно согласился ответить на мои вопросы. Он поделился своими воспоминаниями о великом советском мыслителе Эвальде Васильевиче Ильенкове (1924-1979) и рассказал о происхождении лживого понятия “казахский национализм“, начавшего циркулировать после трагических событий декабря 1986 года.

Беседа состоялась 16 августа 2020 года. Ниже приводится её аудиозапись и стенограмма. Фото из личного архива академика Абдильдина.

Эвальд Васильевич Ильенков… По моему глубокому убеждению, Эвальд Васильевич Ильенков является одним из самых выдающихся философов не только современности, а выдающихся философов всех времён. Он… Он прекрасно знал историю философии. Был поклонником истории философии. Он прекрасно знал историю культуры, историю искусства. Был поклонником музыки Бетховена и других. Теперь, что касается… Он был, конечно, глубоким марксистом. Он уважал, так сказать, глубоко. С трепетом относился к Платону, Аристотелю, Спинозе, Спинозе с трепетом. Он очень в величайшей степени уважал Гегеля, Гегеля и, конечно, Маркса! Хорошо относился к Ленину. Теперь его, к сожалению, этот человек, человек… Я потом конкретно скажу. Например, он очень много страдал от догматиков-марксистов. От догматиков… Потому что есть такой парадокс: в советское время догматики Маркса, Маркса извращали по Сталину. По его, так сказать, по его работе “Диалектический и исторический материализм” и, следовательно, всякое новое мышление они обвиняли в ревизионистами, идеалистами и так далее. И его, его выгнали из Московского университета. Он защитил кандидатскую диссертацию в пятьдесят четвёртом году. Он участник Отечественной войны, на девять лет старше был меня. На девять-десять лет.

Теперь он, он, когда я с ним познакомился, тогда, когда его и его товарища Коровикова выгнали из Московского университета. Там были, действительно, вот эти примитивные философы по всему Советскому Союзу. Они были, например, настолько агрессивные невежды… Его, вот, когда вопрос стоял насчёт предмета философии, он сказал, что предметом философии является мышление. Да? Они никак этого дела, действительно, никак не могли понять. Знали, что, что диалектичным является действительность. Что касается мышления, оно подчиняется подчиняется формальной логике и так далее. И, вот, его выгнали из Московского университета. Он оттуда ушёл. Называли их, оказывается, гносеологистами. И он работал младшим научным сотрудником в Институте философии в отделе теории познания, отдел диалектического материализма. И, вот, я с ним впервые познакомился… Я приехал в Москву накануне ХХ-го съезда. И приехал в пятьдесят шестом году. Я всё это действительно не знал. Я занимался тоже проблемой мышления. То есть, например, в конце-то концов у меня была тема “Гносеологическая роль конкретного понятия“. Значит, было абстрактное мышление, а теперь конкретное понятие. И, вот, повезло, что моим научным руководителем был Ситковский, который только что, только что от репрессий вернулся, так сказать, после ХХ-го… Ну, накануне ХХ-го съезда в пятьдесят пятом году. Теперь я, вот, написал первую главу своей диссертации и статью о Канте. У меня в третьем томе этот… В Институте философии Казахстана там опубликована она в пятьдесят восьмом году. Эту статью, так сказать, у меня Зиманов брал и опубликовал. Но до этого я уже в марте пятьдесят шестого года, я, написавший эту статью, дал Ильенкову. Так познакомился. Ну, он был простенький человек. Очень простой человек! Он… Они сидели, например, скажем это, не просто в кабинете сидели. А просто там был этот… В прихожей там сидели, разговаривали друг с другом и так далее. Мне как-то говорил из моих товарищей, что этот очень умный — его выгнали из университета московского. Тогда я ему дал свою статью о Канте, первую главу моей диссертации. Она настолько ему понравился! Он стал рекомендовать читать таким видным философам, как Юрий Давыдов — очень значительный и так далее! — Гайденко… Вот, таким видным! И стал хвалить меня и так далее, и так далее. То есть, таким образом, я впервые с ним познакомился. Потом, кроме того, он в том же году опубликовал в “Вопросах философии“… В его переводе вышла статья Гегеля “Кто мыслит абстрактно?” То есть, таким образом, это была эта замечательнейшая статья. Это было, например, скажем, очень здорово и так далее. Вот, с того времени я его очень хорошо знал!

Теперь я, в общем, скажу, что он как… Теперь — дальше. Особенно я его близко узнал после снятия Хрущёва. В шестьдесят четвёртом-шестьдесят пятом годах было обсуждение о науке: по философии, о философии, история, литература, политэкономия и так далее. Там комиссия была специальная. В эту комиссию каким-то образом одни были академики. Туда включили двух молодых — Ильенкова и меня. И там отдел диалектики и исторического материализма руководитель такой — директор Института философии, такой видный замечательный философ Копнин Павел Васильевич. И, вот, мы с ним тогда… Он нам поручил некую там брать у членов комиссии их мнения, обобщённый, первоначальный сделать этот, этот преамбулу. То есть, первоначальный такой черновой вариант и так далее. Мы с ним почти каждый день встречались и так далее. Я его очень близко узнал, близко. Потом после этого, так сказать, всё время до конца его смерти я его очень хорошо знал и так далее. То есть, я был просто включён в эту компанию. В этой компании были такие замечательные, так сказать, люди. Это группа людей. Они, они… Это, это такие замечательные люди из отдела теории познания. Это такие люди, как, как сам Ильенков, Батищев, Давыдов, Паша Сорокин. Теперь этот… Ещё другие, так сказать, там. Очень видные, так сказать, философы! Давыдов (вице-президент АПН СССР и вице-президент Российской академии образования — Д.Н.) был потом президентом Академии наук, Академии педнаук и так далее.  Это был как у Платона называется “Пир“, “Пир“. Там собирались самые выдающиеся люди! Человек семь, не больше десяти-пятнадцати. И они обсуждали самые животрепещущие вопросы.

Вы сказали “Симпозиум”, как у Платона. Да? Я не расслышал.

Ладно, потом. И он, и он, и там мы, я когда приезжал, моментально они приглашали, приходили в ресторан не для того, чтобы напиться, а просто, например, чтобы вести вот этот разговор и так далее, и так далее. Теперь, я вам скажу: это его учёные части дальше не буду продолжать. Вот, как человек, он… Это такого человека я вообще не видел, я вам могу сказать. Просто не видел. Это был Христос! Қазақша айтады ғой: “ангел” или “періште” деп.

Иә, иә.

Справа налево: Абдумалик Нысанбаев, Василий Давыдов, Мамия Баканидзе, Жабайхан Абдильдин и Эвальд Ильенков. Высокогорный каток "Медеу", 1975.
Справа налево: Абдумалик Нысанбаев, Василий Давыдов, Мамия Баканидзе, Жабайхан Абдильдин и Эвальд Ильенков. Высокогорный каток “Медеу”, 1975.

Он был настолько чистый! Настолько, например, скажем, любил человека, человека. Он не был сухим учёным, то есть, который читал, например, возносился и так далее. А он очень много зная, одновременно был очень доступный, простой был. Настолько простой, настолько чистый, настолько любил человека, человека. В этом отношении из всей литературы он похож на, вот, Алёшу Карамазова Достоевского. Такой же, например, скажем, чистый человек и так далее. Но он был, когда речь шла, например, о науке, об мировоззрении, о принципиальной позиции — он был как кремень! Он никогда, например, свою позицию не уступал, вот. Поэтому, например, на него пытались делать всевозможные давления, всякие вещи, например, скажем, с ним и так далее, и так далее. Сейчас его дочь написала всё, что с ним проделывали. Это, как мы не знали. Она, например, сейчас весь архив поднял: все обсуждения, какие бывали обсуждения, какие люди, например, провокации делали. Как, например, на него всевозможные… В конце-то концов, его убили.

То есть, таким образом этого чистейшего, например, человека, человека, которого чистейшего человека… Это, между прочим, судьба многих выдающихся людей, когда, например… И притом эти люди бывают очень чистые! Настолько чистые бывают, но, тем не менее, у них бывает врагов очень много. Потому что посредственность, люди, например, которые, которые каким-то образом занимают позицию в науке, они ненавидят творческого человека. Потому что он самим своим существованием, существованием оскорбляет этих посредственных, этих примитивных людей и так далее, и так далее.

А, вот, сейчас…

Мы с ним впервые были, были… Ну, я был за границей. То есть, в мировом конгрессе в шестьдесят восьмом году впервые. Вот. А что касается его, в семидесятом году (1969 год — Д.Н.), когда гегелевский конгресс был, то он участвовал в этом гегелевском конгрессе. Его статья “Гегель и современность” была написана настолько выдающимся образом! Эту статью в “Правде” привезли, привезли в Берлин, Берлин. Прямо в самолёте в многотысячном экземпляре и так далее. Статья начинается так: “Подобно тому, как, как нельзя представить музыку без Бетховена и Моцарта, литературу без Толстого, Шекспира, Гёте, так и мировое учение о мышлении нельзя представить без Георга Вильгельма Фридриха Гегеля“. В конце кончается так: “Гегель принадлежит марксизму. Он занимает почётное место… Занимает почётное место в пантеоне человеческого духа“. То есть, я этим самым просто хочу вам сказать, что он, вот этот, и хорошо, что сейчас поднимают его. Сейчас начинают, например, его искать и так далее, и так далее. Уже опубликован, так сказать, ряд работ. Раньше, когда его работа была опубликована за границей, это для него была большая крамола. Его начали ругать, что его статья, книга опубликована за границей и так далее, и так далее. То есть, то есть, таким образом он был и замечательным.

Теперь скажу: его отец был — я его отца не видел — но он был лауреат Сталинской премии, писатель. Он жил напротив… Вот, в МХАТ-овском проезде пятикомнатную квартиру имел, большую пятикомнатную квартиру. В эту квартиру… Там можно видеть было всех, кого… Там любой человек мог к нему приходить. Приходили самые выдающиеся учёные, выдающиеся психологи, выдающиеся математики. Я там, например, встречался с Юрием Ждановым, сыном того Жданова, когда он был ректором Ростовского университета. Выдающиеся психологи, такие, как… В Советском Союзе была замечательная психологическая школа, их представители. И он тоже, таким образом, он имел… К нему в любое время можно было приходить, обсуждать. Чудесная была его жена! Она тоже была учёным, доктор наук. Она была, например, скажем, профессор. Она была доктор педагогических наук. Она не мешала, например. Всё время, например, там в его кабинете, в большой, там этот, зале мы сидели, всегда обсуждали всевозможные философские актуальные мировые проблемы. Никогда сплетнями не занимались, чепухой не занимались! А занимались самыми животрепещущими вопросами мировой культуры, мировой философии, мировой эстетики. Вот такой был человек этот Ильенков!

Сексен алтыншы жылы Желтоқсан оқиғасы болды ғой? Көтеріліс. Сол жөнінде орыстар айтады: “қазақ ұлтшылдығы” — “казахский национализм”. Оны кім ойлап тапты осындай жаман сөзді? 

Ол, ол сөзді ойлап тапқан, тапқан ол, анау, партийный комитет қой, партийный комитет. ЦК КПСС-тың Партийный комитеті… Соның адамдары придумывать еткен оны. Вот, сол біздікі былай: мен о кезде өте жақсы білем, өте жақсы білем! Талай рет айттым об этом. Мен сонда, сол кезде жаңада болған Академияның академик-секретарь.

Иә.

Мен Москваға келдім, сонда бір совещанье бопты. Маған айтты – менің досым бар еді, анау, “Вопросы философии“-дағы Семёнов деген. Қазақстанмен жақсы отношение. Ол маған айтады: “Жәке, бұл қазақтар қалай?” Оказывается, анау детский садта жас балалар бар ғой, соларды, “орыстың жас балаларын аяқтарымен таптап, әлгілердің қарны жарылыпты” деді. Мен айттым: “Бұндай нәрсе, бұндай сұмдық та өмірде болмайды ол“. Сосын, “барлығын придумывать етіп жүрген анау КГБ” дедім. КГБ ғой жігіттердің қалтасына арақ салып жүрген, наркотик салып жүрген. “Бұлардың бәрі наркоман” деген. Содан кейін, Москваның КГБ-сына, Москваның ЦК-сі — солар ғой придумывать еткен бұны. “Казахский национализм” ғана емес, мысалы. Мұның барлығын, қайдағы бәленің бару, түгелімен жапқысы келген. Ол ясное дело! Ол, ол сондай метод қой, метод. Әр уақытта, мынау, органы бар ғой, органы.

Иә, иә, иә!

Ол жала жабу. Главным образом, ол бірнәрсені құрту үшін оған жала жабады ғой. “Ол — жаман, бәлен, түген” деп.

Иә, иә, иә.

Содан кейін, өзің білесің ғой… Енді, мен айттым сол Семёновқа: “Әлгі абсолютный өтірік!” Не только өтірік, вообще, бұл просто… Всё равно, Московский университетінің студенттері қазақтарды жақтапты. Олар айтты: “Қазақтар не должны быть выгнаны! Қазақтар — несі бар екен — қажыры бар екен” деп. Мен содан жарты жылдан кейін неде болдым — Польшада, конференцияда. Содан алып келдім артымнан, кітапқа көшіріп алып. Енді, өзімнің достарыма ғана көрсеттім. Бұл жағдай қызық қой! Менің алдымда — жаңағы университетте конференция болайын деп жатқан жерде — үлкен жалау. Жалауда жазу тұр: “Руки прочь от Рыскулбекова!” (күлеміз). Сонда, Рысқұлбековтың суреті қасқиып тұр, қазақтың баласы. Оны… Оның, анау, — немен әлгі? — жазулар оның жанында айтайық: толып жатқан солдаттар әлгіні винтовкамен атып отыр. Қасқиып тұр. Содан кейін, астында жазылған: “Руки прочь от Рыскулбекова!” деп.

О, тамаша, тамаша!

Вот, сондай нәрселер… Ол мәселенің бәрі көп қой. Оның барлығын талай айтып та жүрміз. Сонда, вот, осындай жағдай. Ол жаңағы нәрсені выдумывать еткен жаңағы партийный органмен жаңағы, жаңағы КГБ-ның органдары, например. Енді, сен оның тарихын солай…. Олар всё время, например, скажем, вот так делают. При царизме делали так. Они при советской делали не только у нас. Они в других местах тоже самое, например, делали. И везде, повсюду они, например, всегда пытаются, например, скажем, жаңағы жала жауып, клеветать. Показать народу хотят. Вот, например, сонда анау ОМОН-ды алып келген ғой. Да? Привели. Енді, сонау ОМОН-дарға айтқан ғой: “Мынау қазақтар орыстарды осындай қылып жатыр. Кәдімгідей, жаңадағы яслидегі балаларды өлтіріп отыр” дегеннен кейін аналар жынданып кетті. Келгеннен кейін, біздің қыздардың аяқтарының ортасына тепкен олар. Анау, сыртына шығарған. Енді, оның барлығын білесің ғой осының барлығын. Осындай бесчеловечный нәрсенің барлығын жасады ғой!

Иә.

Likes(0)Dislikes(0)
56 views

Discover more from TriLingua Daniyar NAURYZ

Subscribe to get the latest posts sent to your email.

Leave a Reply