И о Машкевиче
И о Машкевиче

И о Машкевиче

Views: 0

 

Евразиец по форме, но не по содержанию. Нельзя назвать всечеловеком деятеля, который заявил в интервью журналу «Алеф»: «Мне очень грустно, что порой мусульман воспринимают как некий единый «арабский мир». По моему глубокому убеждению, тот самый «арабский мир» — это меньшая, и может быть, отнюдь не лучшая часть мусульманского мира!» Уроженец Кыргызстана, но с прохладцей относится к великой культуре горного народа, подарившего человечеству богатыря Манаса и грандиозный эпос о нем, выдающегося писателя Чингиза Айтматова, самобытного кинорежиссера Болотбека Шамшиева, замечательного баса Булата Минжилкиева и многих других. Сколотил состояние в горнодобывающей отрасли Казахстана, но степным просторам предпочитает поля Ватерлоо. Конечно, помогает немножко конному спорту в республике, к примеру. Но, учитывая огромный капитал А. Машкевича, — это мизер. Куда большие средства этого магната уходят в Бельгию, Великобританию и Израиль — эти бездонные бочки с неоднозначной репутацией колонизаторов. Такой расклад не только несправедлив, но и невыгоден в долгосрочной перспективе. Однако можно ли ожидать иного от дельцов, живущих сиюминутными интересами?

Впрочем, совершим экскурс в недавнее прошлое. Маленький Саша точил зубы об экологически чистые кыргызские яблоки, в то время как на Ближнем Востоке громыхала артиллерийская канонада. Он впитывал в себя благодатную свежесть Иссык-Куля, а Мертвое море для него было лишь географическим названием из учебника. Получил бесплатное советское образование — одно из лучших в мире. А что дала ему, если честно, столь превозносимая им сейчас религия? А. Машкевичу показалось недостаточным быть просто образованным человеком. Ему захотелось учить окружающих уму-разуму. В итоге, появилась кандидатская диссертация с громким названием: «Теория и история педагогики и психологии», 1981. Так и тянет сказать: «Не читал, но осуждаю». Ведь выбранная тема поистине необъятна и вряд может быть охвачена даже обстоятельной монографией коллектива авторов.

Примерно в то же время, одиозный А. Чубайс защитил кандидатскую диссертацию: «Исследование и разработка методов планирования совершенствования управления в отраслевых научно-технических организациях», 1983. Здесь хочется спросить: «Какой, какой матери?!» Думается, наука переживет отсутствие подобных опусов. Но тщеславные околонаучные субъекты не представляли свою карьеру без громких званий, присужденных за бесхитростные поделки. Так и плыли по волне конъюнктуры. Сильна была компартия и они громче всех кричали: «Слава КПСС!». А когда ослабли коммунисты, приспособленцы первыми побежали записываться в рыночники.

Отдельного разговора заслуживает и не в меру многочисленная охрана А. Машкевича. От кого он защищается? Кого опасается? Если верить пресс-службе «евразийцев», то он облагодетельствовал тысячи рабочих в сырьевом секторе Казахстана. Грудь его увешана орденами с бантиками и без бантиков за беспримерные заслуги в сфере межнационального согласия. Сам он утверждает, что ведет свои дела честно, связей с уголовниками не имеет. Тогда зачем ему орава прожорливых стражников? Даже великий физик-ядерщик Юлий Борисович Харитон (1904-1996), носитель секретной информации государственной важности, довольствовался небольшим количеством телохранителей. Если Машкевич, как известный человек, боится шальной выходки хулигана-маньяка, то для спокойствия души достаточно двух-трёх крепких парней. А остальных братков послать на укрепление дырявенькой госграницы Казахстана, гостеприимно распахнутой для наркоторговцев и нелегальных мигрантов.

А. Машкевич родился и вырос в Кыргызстане. Заработал миллиарды в Казахстане. Но как-то неудосужился выучить кыргызский или казахский язык. А ведь есть примеры для подражания. Выдающийся историк науки и педагог, автор классических пособий «Справочник по элементарной математике» и «Справочник по высшей математике», Марк Яковлевич Выгодский (1898-1965) вдобавок ко всему читал по-казахски со словарем. Вспоминает его дочь Елена: «Во время войны, когда мы жили в Алма-Ате, он самостоятельно изучал казахский язык, хотя это и не требовалось непосредственно для его работы». Вот оно — подлинное уважение к земле, на которой живешь в данный момент. Хотя пребывание в Казахстане было лишь эпизодом в его жизни, Марк Яковлевич стремился постичь культуру и традиции коренного населения.

Likes(0)Dislikes(1)
135 views

Discover more from TriLingua Daniyar NAURYZ

Subscribe to get the latest posts sent to your email.

Leave a Reply