«Идолы и идеалы»

Девятого марта 1994 года в газете «Вечерний Алматы» была опубликована культурологическая статья «Идолы и идеалы», посвященная критическому разбору некоторых проблем современного кинематографа. Данная публикация примечательна по двум причинам. Во-первых, её шестнадцатилетний автор невольно повторил название великолепного философского трактата Эвальда Ильенкова «Об идолах и идеалах», слегка переиначив оное. Во-вторых, главный редактор «Вечёрки», горький пьяница Владимир Зенкис, самовольно заменил в статье слово «киноискусство» на «порноискусство». Что ж, выпивоха за рулём машины, равно как и во главе газеты, одинаково опасен для общества.

 060002

Постановление главы Алматинской городской администрации «О средствах массовой информации, пропагандирующих жестокость, насилие, порнографию» вызвало определенный резонанс в столице. Целью предлагаемой публикации является попытка разобраться в некоторых тонкостях порноискусства.

 

Кто поимеет смелость окинуть мировую культуру одним взглядом, тот непременно увидит, что каждый более-менее значительный творец создал свою неповторимую историю о любви или о том же прозаическом насилии (если можно назвать бессмысленным насилием грандиозные картины баталий у Гюго или Толстого); знает мир и классические примеры восхваления одно-полой любви в «Пире» Платона и в стихотворениях лесбийской поэтессы Сафо; «Золотой осел» Апулея, «Декамерон» Боккаччо, «Тысяча и одна ночь» — все эти произведения полны рассказов о чьих-либо любовных похождениях, кражах и убийствах. Такое обилие истории о кражах и убийствах объясняется, увы, чрезмерным их наличием в тогдашней реальной жизни. Но как умело подаются в произведениях даровитых авторов эти сюжеты! Так искусно они обрабатываются и сочетаются с остальными элементами произведения, что порой «мимоходом» автор изменяет к лучшему общепринятый стиль, какой-либо взгляд, пагубно влиявший на искусство и т. д.

Таков, например, Борис Пастернак, который, вероятно, первым в мире так гармонично соединил в своих стихах и поэмах емкость и цветастость языка, ритмику и отточенность выражений, глубинность и новизну выводов. Поистине, он был гений, ибо и сейчас, и во веки веков каждая грань его творчества будет нести в себе энергию истины и добра; люди всегда будут благодарны ему за открытые им новые возможности языка, человека творческого, наконец. Зачем мы, собственно, приводим эти банальные примеры и выводы из них? Да затем, чтобы более подготовленными приступить к вопросу о сексе и насилии на экранах и в прессе.

Киноискусство, особенно американское, сейчас в глубочайшем творческом кризисе. Сюжеты подавляющего большинства кинокартин явно неновы, тем более налицо, что не появляются новые жанры в кинематографе, новое в технике режиссуры и актерской игры. Имеющиеся попытки нововведения в кино пока находятся в младенческом состоянии, потому они нам неинтересны: время покажет, что выйдет из данных начинаний.

Отсутствие новых и полноценных направлений в какой-либо области творчества всегда свидетельствовало о стагнации (застое) жанра; в такой ситуации жди перемен или даже сам их верши. Но пока не заметна тенденция к изменению типовых киносюжетов; уже сучком сидящих в глазах кинозрителей. Недаром все больше и чаще стали показывать старые советские и зарубежные фильмы, т. к. зритель устал от бесконечного, почти конвейерного потока трупов и силиконовых грудей; зритель устал от фильмов, увидев первые кадры которых зрит и конец, точнее, банальный «хэппи энд». Повсеместно насаждаются примитивные образы ничего не думающих человеко-машин, знающих только разрушение и развращение; в лучшем случае нам преподносится накрашенная куколка, готовая за доллары хоть с кем. По этому поводу напомню читателям, что Римская империя была разрушена варварами только из-за того, что ее полководцы тратили на своих любовниц больше денег, чем на армию и укрепление границ.

Бытующие ныне на экранах сюжеты повествуют неокрепшим подросткам и самонадеянной молодежи не просто о сексе как о гармоничном слиянии в одно самотического и духовно-нравственного общения мужчины и женщины, а как лишь о примитивном животном чувстве; таким вот образом молодежи прививается нечто такое, что у большинства молодых людей постепенно формируется мнение, лишающее их любовных увлечений, проникновение в душу любимого человека, нахождения в нем своей второй половины — не только телесной, но и духовной. И если вспомнить выдающиеся произведения, посвященные именно любви (а эти творения составляют основу мировой культуры вообще), то сразу привлекает внимание Следующее: любовь, любимая (или любимый) вырастают для влюбленного человека до масштаба вселенского потрясения, все в этом мире становится созвучно, и образ любимого человека гармонично и неотъемлемо вписывается в картину мира. Мир перестает быть безликим скоплением   водорода, газа и звездной пыли. Мир обретает свое оправдание любовью и только для истинно любящего…

Джим Биллингтон, директор Библиотеки конгресса США, в интервью журналу «Наше время» (№ 6, 1991 г.) между делом упомянул (привожу по памяти): у нас в Америке людей, чересчур любящих смотреть телевизор, называют «картошки на диване». В тех же США ныне все готовы к тому, чтобы в законодательном порядке запретить сцены насилия и секса на телевидении или в некоторых случаях, если такой закон будет принят, телекомпании будут переносить на позднее время показ подобных фильмов.

Итак, чем же конкретно плохи насилие и секс на всем доступном телевидении и в прессе? Вот основные варианты причин: они пагубно отражаются на естественном развитии детей, юношества и молодежи; оскорбляют чувства пожилых и зрелых людей; подавляющее большинство таких фильмов не имеют эстетической, культурной и развивающей ценности, а еще более усиливают и без того напряженную криминогенную обстановку в нашей жизни. Здравомыслящие люди считают, что будет лучше, если на телевидении и в прессе будет сделан поворот на 180 градусов, и мы сможем смотреть фильмы и читать материалы, полные любви и уважения друг к другу, взаимопонимания и взаимопомощи, фильмы, воспитывающие в подрастающем поколении не грубость и насилие, а нежность, сострадание и милосердие.

Данияр КАБДРАХМАНУЛЫ

Share
Likes(0)Dislikes(0)
Print Friendly, PDF & Email
45 views

Leave a Reply