9 апреля 2019 года в московском Доме кино состоялась траурная церемония прощания с выдающимся кинорежиссёром современности, народным артистом СССР Георгием Николаевичем Данелия (1930-2019). Мне удалось поговорить о покойнике с его именитыми коллегами и друзьями.
Вот что сказал бывший Генеральный директор ИТАР-ТАСС, лауреат Ленинской премии Виталий Никитич Игнатенко (1941- ).
Говорите.
Ну, ушёл сегодня великий человек. Можно сказать, что это часть моей судьбы ушла. Часть судьбы многих-многих людей. Каждый его фильм поселял в души людей доброту, любовь, слёзы, надежды. Ну, таких уже режиссёров и уже не будет. Навсегда уходят корифеи, и с ними уходит огромная жизнь, которую прожил весь наш… какой-то огромной, большой семьёй. И мы думали, что от каждого мы получаем самое лучшее. Надеюсь, что его фильмы будут уроком.
А вот вы же тоже отчасти являетесь его коллегой. Потому что, вот, допустим, вы написали сценарий “Повесть о коммунисте” (документальный фильм к семидесятилетию Л.И. Брежнева. – Д.Н.), то есть…
Я много написал.
Да, да. То есть, в этой связи у вас не было к нему какой-то творческой ревности?
Ну, что вы… Ревновать к гению невозможно. Я просто очень, очень его любил. Я был очень дружен с ним, с его семьёй, с Галиной. Поэтому: какая может быть среди друзей ревность? Просто любовь, почитание…
Спасибо.
А вот что сказал Председатель правления киноконцерна “Мосфильм”, народный артист России Карен Георгиевич Шахназаров (1952- ).
Вот, ваши фильмы – они такие достаточно очень серьёзные, драматичные. А Георгий Николаевич всё-таки был в основном комедиограф. Вот, как соотносилось ваше творчество с его творчеством? Чему вы у него учились, хотя ваши творчества сильно различаются?
Ну, я тоже снимал комедии. Как раз у него в объединении: “Мы из джаза”, “Зимний вечер в Гаграх”. “Курьера” – это я снимал, кстати, как раз у него в объединении, когда молодой режиссёр меня пригласил. Так что, я, я… Как сказать? У меня, конечно, другие фильмы, но, в принципе, мы друг друга понимали очень хорошо.
Вечером того же дня я позвонил бывшему министру печати и информации России Михаилу Никифоровичу Полторанину (1939- ). Он поведал мне о неприглядных моментах творческой биографии Г.Н. Данелия.
Но она писательница, ваша коллега. То есть, в принципе, должны её знать.
А какая писательница?
Виктория Токарева.
Знаю её, да.
Я, чисто, вот два-три вопроса хотел задать по поводу творчества Георгия Николаевича Данелии.
Она не хочет о нём сейчас говорить.
Да?
Вот. Они вместе создавали фильм, да?
Аха.
“Джентльмены удачи”.
Да.
Вот. Она была любовницей у него.
Ну, это да. Это известно. Я же об этом не буду спрашивать.
Не. Ну, она не хочет. Она не поехала на похороны и всё. Между ними всё закончено. Потому что от того, что она писала, то, что делала, он себе взял и её разозлил, да?
А в “Мимино” она тоже много писала?
Конечно, конечно! Вот.
Вот, в фильмах Данелия, во всех фильмах Данелия практически там, вот, турки, азиаты показаны в таком, ну, унизительном ключе. И я у неё хотел спросить: вот, кто это делал? Это сам Данелия или ему сверху начальство приказывало такие вещи делать?
Это сам Данелия. Потому что у грузинов всегда было отношение особое к туркам. А турки – это мусульмане. Ко всем мусульманам. Потому что мусульмане всегда захватывали Грузию. Всегда лезли на Кавказ этот. И у них сложилось отношение.
А вот, Михаил Никифорович, вы же, может быть, даже знаете ответ на этот вопрос. А сама Виктория Самойловна? Она не националистка?
Она еврейка. А они не бывают националисты. Они безродные нацио… эти…
Космополиты.
Безродные космополиты, да? Как Жданов говорил (советский партийный и государственный деятель Андрей Жданов (1896-1948). – Д.Н.).
То есть, вот эти унизительные вставки про азиатов, турков, это не она создала? Правильно?
Не она.
Не она? Ааа.

