Бывший председатель Национального банка Республики Казахстан, Григорий Александрович Марченко, с октября 2020 года занимает малоприметную должность советника председателя Евразийского банка развития (ЕАБР). Таким образом, его профессиональная карьера подходит к концу. Настало время подвести определённые итоги многоплановой деятельности маститого банкира.
Хотя он довольно часто даёт интервью журналистам, но эти выступления носят, как правило, общий характер и важные моменты его биографии остаются “за кадром“. Например, согласно официальным документам, он является русским по национальности, хотя его отец, полковник КГБ СССР Александр Григорьевич Марченко, — украинец, а мать, бывшая первым секретарём одного из райкомов КПСС города Алма-Аты, Елена Андреевна Марченко (урождённая Гинц), — немка. В этом обстоятельстве нет ничего удивительного, ибо в советское время немало людей записывалось “русскими” из карьеристских соображений.
Однако банкир Марченко умалчивает о своих корнях по другой причине. Известно, что он проходил учёбу в ФРГ и впоследствии тесно сотрудничал с “Дойче Банком“. Естественно, что его немецкое происхождение было дополнительным “плюсом” в глазах его германских коллег. Кровное родство с коренным населением Германии — это ещё одно свидетельство того, что успешная карьера Григория Александровича построена преимущественно на его семейных и родоплеменных связях. Подобную клановость лучше не выпячивать в официальном житии бородатого финансиста, который предпочитает выглядеть человеком, самостоятельно пробившимся на вершины власти.
Неудивительно, что он пошёл по стопам своего отца — высокопоставленного офицера контрразведки. Агент КГБ Казахской ССР Г.А. Марченко (псевдоним “Александров“) был завербован 12 сентября 1989 года. Его личное дело №10584 было заведено 6 Управлением этого ведомства 15 сентября 1989 года. Кстати, некоторые агенты в те годы также получали псевдонимы на основе своего отчества. Например, будущему генеральному директору телекомпании “НТВ” Евгению Киселёву, завербованному 11 августа 1988 года 2 Главным Управлением КГБ СССР, тоже был присвоен псевдоним, производный от его отчества — “Алексеев“.
Вообще, герой нашей статьи с “младых ногтей” подвизался на ниве “рыцарей плаща и кинжала“. Общеизвестно, что в 1984 году он окончил МГИМО МИД СССР — этот рассадник номенклатурных шпионов, стукачей и соглядатаев — в качестве экономиста по международным экономическим отношениям. Его отец — Александр Григорьевич — был боксёром-любителем богатырского телосложения. Вспоминает полковник МВД Мырза Акуев:
“Один раз начальник управления КГБ А.Г. Марченко вызвал и говорит: “Вы переводитесь на ответственную работу, назначаетесь моим заместителем. Заместителем… специального подразделения. Будете сопровождать великого человека, которого знает Союз, даже весь мир — Кунаева Д.А. — члена Политбюро. С сегодняшнего дня приступаешь к работе, будь внимателен, чёток и будь всегда готов, как пионер“, — напутствовал он” (цитируется по книге: Геннадий Толмачев. 50 встреч с Д.А. Кунаевым: Воспоминания. — Алматы: РПО “Кітап”, 1997, страница 103).
Гораздо менее известно, что Марченко-младший служил техником-оператором воинской части 48253. Это был узел связи “Геотермия” в посёлке Шенгельды Алма-Атинской области Казахской ССР, относившийся к системе “Круг”, которая была “создана в начале 50-х годов для отслеживания любой информации, касающейся самолетов-носителей ядерного оружия САК, ОТАК США и НАТО, самолетов-разведчиков (самолеты АВАКС, В-52, В-1 и В-2, С-135, SR-71 и U-2, КС-135). Кроме переговоров экипажей стратегических бомбардировочных крыльев и полетов разведывательной авиации США и стран НАТО, проводилась радиопрослушка систем спутниковой связи Комитета начальников штабов США. Путем пеленгования с нескольких ОРПУ довольно точно определялось положение и направление движения клиентов на тысячах километров удаления. Система “Круг“ состояла из 12 комплексов стратегической электронной разведки, 8 отдельных радиопеленгаторных узлов (ОРПУ), находящихся по периметру территории СССР (что оправдывает название системы) и 4-х зарубежных центров радиоперехвата и электронной разведки в Лурдесе (Куба), бухте Камрань (Вьетнам), Рангуне (Бирма) и в Монголии (Улан-Батор)“. Эта система подчинялась 6-ому Управлению (оперативная разведка) ГРУ Генштаба ВС СССР.
Грешное дитя номенклатуры, Г.А. Марченко, таким образом удостоилось редкой для советского времени привилегии проходить воинскую службу недалеко от родительского дома. Обычно казахстанских призывников засылали куда подальше: в туркменскую пустыню, на Крайний Север, среднюю полосу России… Но другой политический деятель современного Казахстана, Карим Масимов, был вовлечён в техническую деятельность советских спецслужб более серьёзным образом. Ведь Карим Кажимканович не был заурядным техником-оператором, а состоял слушателем факультета № 4 (отделение военных инженеров радиосвязи) Высшей Краснознамённой школы КГБ СССР им. Ф.Э. Дзержинского. Но Г.А. Марченко изо всех сил старался занять достойное место в системе государственной безопасности Страны Советов. Одним из наглядных свидетельств этого рвения по службе является донесение агента “Александрова” от 30 октября 1989 года, в котором он сообщает о неблаговидном поступке Ауесхана Макатаевича Кырбасова, возглавлявшего тогда Торгово-промышленную палату Казахской ССР.
“Поступили данные о том, что вместе с оборудованием, вернувшимся с выставки в г. Кан (Франция), багажом Кырбасову А.М. поступил цветной телевизор “Филипс“, который работники ТПП Каз. ССР забрали из таможни под предлогом, что он нужен для выставки французской фирмы в Алма-Ате в ноябре. Никаких бумаг об организации такой выставки и о необходимости для неё телевизора в ТПП нет. Телевизор находится у Кырбасова дома и, очевидно, был ему подарен. Таможенной пошлины за него не уплачено, а по инструкции положено все подарки стоимостью свыше 30 рублей сдавать в организацию. Налицо просчёт в работе таможни, позволившей забрать ТВ без оформления необходимых документов, и злоупотребление Кырбасова служебным положением.
Кроме ТВ, Кырбасову поступила ещё одна коробка, предположительно, с кухонным комбайном.
Таможня запросила у ТПП документ, подтверждающий проведение французской выставки в ноябре, помощник Кырбасова связался с ним в Карловых Варах, где тот отдыхает, и Кырбасов сказал, что никаких телексов посылать не нужно, он сам всё устроит.
Александров, 30.10.89“.
Заурядное, казалось бы, донесение в лаконичной форме вскрывает целый ряд правонарушений. Здесь и серьёзные упущения в работе таможни, и расхищение социалистической собственности должностным лицом под предлогом проведения мнимой выставки. Таким образом, совсем ещё молодой Григорий Александрович, которому не исполнилось и тридцати лет, проявил себя как непримиримый борец с номенклатурными привилегиями. Правда, позднее, когда его хозяева из клана Кулибаевых понесли из государственной казны куда более весомые активы, нежели чем телевизор и кухонный комбайн, двухметровый очкарик сохранял олимпийское спокойствие и не дёргался.
В связи с чем мне приходит на ум киевский управдом Негода образца 2017-2018 годов. Тоже расторопный малый! Ведь в его ведении находились элитные новостройки и дорогие сталинские дома в центре Киева. Так вот, в одном из служебных помещений этого дельца-коммунальщика на протяжении, как минимум, нескольких месяцев круглосуточно шла утечка горячей воды. Казалось бы, отправь штатного сантехника и он за несколько минут устранит неисправность. Известно, насколько строго следят коммунальные предприятия за расходом горячей воды населением в Украине и Казахстане. Однако, когда речь касается личного потребления, коммунальщики могут позволить себе роскошь не замечать денно и нощно хлещущего впустую кипятка! Негода ухмыляется, небрежно теребя “Айфон“, когда ему делают замечание о серьёзной утечке горячей воды на подотчётном ему участке.
А изнеженный маменькин сынок, Г.А. Марченко, не смог проявить себя полноценным мужчиной, несмотря на прекрасные генетические задатки. Заслуженный тренер РК по боксу уйгурско-казахского происхождения Турсынгали Нуржакипович Едилов рассказал мне о своей встрече с бородатым финансистом в 2006 году, когда тот возглавлял “Народный банк Казахстана“: “Я вошёл в его кабинет. Он встал из-за стола. Мы обнялись“. Казалось бы, дневное рандеву давних знакомых. Но именитый наставник мастеров кожаной перчатки с сожалением добавил: “Он как старик! Вялое, нетренированное тело“. А ведь в то время Григорию Александровичу было всего-навсего 47 годков! Для настоящего мужчины — это вообще не возраст!
Но Г.А. Марченко — это вам не донкихотствующий гуманитарий наподобие казахских национал-патриотов с их широковещательными заявлениями! Будущий банкир и в молодые годы отличался въедливым, расчётливым подходом к окружающей действительности. Эта отличительная черта его мировоззрения впоследствии дала о себе знать. В 2015 году ветеран гражданской авиации Казахстана, Владимир Васильевич Куропатенко, с восхищением рассказывал мне, как банкир Марченко чётко и без лишних эмоций на научной основе продемонстрировал необходимость повышения пенсионного возраста. Но в другом месте он высказал мысль о неизбежности сокращения нахлебников-пенсионеров, висящих на шее госбюджета, в более доступной форме: “Никто не виноват, что люди живут дольше“. В этой связи мне вспоминается высказывание хитроумнейшего деятеля России Анатолия Борисовича Чубайса, которое приводит доктор геолого-минералогических наук, член Российской академии естественных наук Владимир Павлович Полеванов: “Когда я пришёл в Госкомимущество и попытался изменить стратегию приватизации, Чубайс заявил мне открытым текстом: “Что вы волнуетесь за этих людей? Ну, вымрет тридцать миллионов. Они не вписались в рынок. Не думайте об этом — новые вырастут“.
И банкир Марченко, и приватизатор Чубайс мыслят глобально. Им чужды романтичные сантименты. Для них человек — это, прежде всего, трудовой ресурс, налогоплательщик. Правда, по отношению к своим родным и близким они применяют другую шкалу ценностей. Ведь родители бородатого финансиста благополучно дожили до пенсии. Более того, они продемонстрировали образец кавказского долголетия. Да и родственники рыжего проходимца благополучно вписались в рынок. Кстати, Григорий Александрович свято блюдёт узы не только кровного, но и духовного родства.
Его крестником является Максим Коржов — заместитель председателя правления Евразийского банка развития (ЕАБР). В свою очередь, крёстной матерью сына Г.А. Марченко, Ярослава, является Наталья Коржова — бывшая министр финансов Казахстана. Увы, не столь давно красота казахстанской Моники Левински была несколько подпорчена безжалостным скальпелем хирурга-маммолога. А вот незабвенный супруг Натальи Артёмовны, Андрей Коржов (1956-2015), в свою бытность заместителем руководителя “Туран Банка” был фигурантом уголовного дела в 1993 году. Бежал из под стражи, скрывался в ЮАР. Любимица ельбасы, Н.А. Коржова не стала разделять тяготы жизни мужа-беглеца, как то делали наивные жёны декабристов, а благополучно доросла в ноябре 1996 года до высокой должности министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. Тогда и вернулся в родную гавань незадачливый беглец, которому тут же предоставили тёплое местечко в Управлении делами президента РК.
Кстати, в указе президента Российской Федерации от 13.07.2001 г. № 847 “О приёме в гражданство Российской Федерации” под номером 313 значится некий “Коржов Андрей Иванович, родившийся в 1956 году в Воронежской области, проживающий в Республике Казахстан“. Полный тёзка, тот же год рождения и место проживания. Только вот незадача: уголовник-финансист А.И. Коржов родился в Талды-Курганской области. (ОБНОВЛЕНИЕ 29.12.2020 А.И. Коржов действительно родился в России, что не служит основанием для его посмертной реабилитации по законам РК за двойное гражданство. На момент смерти номер его казахского удостоверения личности был 031184218, а его загранпаспорт РК — 07250745). Впрочем, российские власти — это известные мастера фальсификации биографических сведений. Я уже публиковал заметку о том, как незаконнорожденному сыну олигарха Тимура Кулибаева путинцы-кадыровцы подарили ингушское свидетельство о рождении в довесок к оригинальной английской метрике. Что же это получается? Миллиардами долларов казахского бюджета распоряжался проворовавшийся ранее в “Туран Банке” потомок семиреченских казаков — злейших врагов казахского народа. К тому же, он являлся обладателем двойного гражданства, что запрещено законодательством Республики Казахстан.
Помимо упомянутых персоналий, на жирной теме евразийской интеграции плотно сидят и горький пьяница, уроженец Талды-Кургана Олег Сосковец, и земляк Коржовых (уроженец Сарканда) башкир Таир Мансуров, и выкрест-кыргыз Нуртай Абыкаев, и выкрест-кореец Владимир Ким. Да и сам межгосударственный финансовый институт ЕАБР создан для того, чтобы деньги конкретных казахских и русских работяг оседали в карманах этой космополитической шатии-братии. А банкир Марченко на протяжении долгих лет занимается финансово-банковским обеспечением Казахстана, как сырьевого придатка России, Китая и Западной Европы. Блестяще проведённые им спецоперации по обесцениванию тенге в 1999 и 2009 годах значительно увеличили прибыли экспортёров топливно-энергетического комплекса, цветной и чёрной металлургии, зернового хозяйства Казахстана. Тем самым, был укреплён наш полуколониальный статус источника сырья и рынка сбыта для империалистических держав.
Не следует забывать и наставников Григория Александровича. Среди них выделяется бывший председатель Национального банка Республики Казахстан Даулет Сембаев. Лично я уважаю Даулета Хамитовича за его скромность в быту. Не раз видел его — скромно одетого — среди простого народа. Однако первый казахский диссидент, Каришал Асан Ата, на странице 440 своей монументальной работы “Призрак независимости”, 1997, сообщает негативные сведения о Д.Х. Сембаеве:
“Никому не известный некогда Сембаев за сбор материалов для диссертации Нурсултана Абишевича ныне уверенно крутит креслом вице-премьера. Более того, в кулуарах власти его считают следующим премьером. Добавим, что не только сам Сембаев, но и его родственники делают погоду в коммерческих структурах Казахстана, занимая там стратегические позиции“.
О малоприятном зяте Даулета Хамитовича, Умирзаке Шукееве, сообщаются пикантные подробности на страницах 50-51 книги правдоискателя Темиртаса Тлеулесова “Шымкентская мафия”, 2000:
“Был там Умирзак Шукеев, появившийся недавно. Сам депутат, зять председателя Национального банка Даулета Сембаева. Возможно, он был оторван от семьи, часто ходил с грязным воротом рубахи. Брюки обычно были не глажены, хотя он занимал должность заместителя акима области. Такой оказался грязнуля. Мне приходилось часто с ним встречаться по делам службы. Я говорил не раз Нурдаулету: “Вы же постоянно в окружении Умирзака, скажите ему, почему он так неряшливо одевается, почему ходит таким грязным?” Видимо, глава государства не имел представления о том, кто такой Умирзак, иначе не поставил бы его на должность министра экономики. Умирзак на самом деле был довольно легкомысленным, недалёким человеком. Об этом можно судить по его поведению на том собрании. Зауытбек говорил пространно и долго, а Умирзак успел уже опьянеть. Из города были привезены женщины — обслуживающий персонал. Наш будущий министр экономики стал цепляться к этим женщинам, приставать, вести себя, как отпетый мужлан. Но женщины легко от него уворачивались, и до скандала пока дело не дошло. Но вдруг наш Умирзак стал исторгать из себя съеденное и выпитое. Перепачкался с ног до головы, весь в блевотине, присутствующие с отвращением отворачивались; мы готовы были сквозь землю провалиться. Если бы у Умирзака была хоть капля ума, разве дошел бы до такого скотского состояния? Я и Нурдаулет приехали с женами. Всё на виду. В это время мимо проходила женщина-посудомойка. Умирзак словно с цепи сорвался, устремился к ней, но поскользнулся и плашмя упал там, где сидел. Вся грудь у него, как в коровьем навозе, вид у него препоганейший. Прибежал Нурдаулет с другого конца стола: “Темиртас, с этим надо что-то делать“. Мы достали из машины тряпки и стали очищать бедолагу. Тут Нурдаулет обратится ко мне:
— Таке, прошу, отвези, пожалуйста, его в город.
Попытались мы Умирзака посадить в машину, но не тут-то было. Сам он толстый, упитанный человек. Насилу, взмокнув, затолкали будущего министра на заднее сиденье. Пока доехали до города, смрадный дух от Шукеева чуть не свел нас с ума.
В конце концов, Умирзак Шукеев, так много труда внесший в организацию общества “Великого жуза”, даже не казах. Он — калмык. Отца Умирзака Шукеева усыновил один человек, принадлежащий к Старшему жузу. Ради карьеры этот гражданин купил себе “пятую графу” и назвался выходцем из Великого жуза. Что можно ожидать от проходимца, продавшего ради кресла свой народ?..“
Как видим, в утаивании Григорием Александровичем своей национальной принадлежности есть определённое сходство с биографией калмыцкого зятя банкира Сембаева.


Discover more from TriLingua Daniyar NAURYZ
Subscribe to get the latest posts sent to your email.