Нежные, доверительные взаимоотношения спецслужб и творческих работников в Советском Союзе ни для кого не являлись секретом. Вот и сейчас давние традиции плодотворного сотрудничества между органами и интеллигенцией поддерживаются на высоком уровне. Ещё живы мастера культуры, близкие КГБ, которые и сегодня, несмотря на преклонный возраст, продолжают с честью выполнять деликатные задания на страницах книг и журналов, театральных подмостках и голубом экране. Настолько слажена деятельность подобных агентов, что и образы, применяемые ими, весьма схожи. Например, поэт Евгений Евтушенко в телевизионном интервью журналисту Соломону Волкову упоминает некую литовскую манекенщицу, которую якобы подложило ему в постель КГБ. Что ж, друг зловещего гебиста Андропова обладает богатым воображением. Зачем такие сложности?! Евтушенко ведь не представитель вражеской державы, которого надо скомпрометировать и принудить к сотрудничеству. Литератор Евгений — инициативник. Он сам с радостью выполнял ответственные поручения. Ему вторит Олжас Сулейменов — младший коллега по поэтическому цеху и сослуживец в идеологических диверсиях. Русскоязычный акын так описывает прелести уроженки Литвы: «Явилась литовская женщина. То ли богом посланная, то ли кем-то сосланная, не то чудь, не то жмудь, но красивая — жуть!» Геолог Олжас здесь тонко намекает на депортацию литовцев в Казахстан, произошедшую после окончания Второй мировой войны. Как видим, оба поэта на службе железного Феликса в иносказательной форме вещают нам, что они, работники советской пропаганды, овладели порабощённой Литвой и на ниве интимного фронта.
Конечно, подобные деятели культуры это обладатели несомненных талантов. Трудно представить их в роли заурядных сексотов. Их тонкая, ранимая натура противится казарменной муштре. Поэтому вряд ли вы найдёте в их особняках мундиры офицеров тайной полиции. Да и бухгалтерия ведётся вполне неформальная: достаточно собственноручной расписки за полученный гонорар. Естественно, что с гебистом-телеведущим Юрием Сенкевичем или сексотом-экономистом Егором Гайдаром нельзя обращаться так же бесцеремонно, как с рядовым топтуном-филёром. Выступил молодой стихоплёт с яркой поэмой «Земля, поклонись человеку!» и ты, сотрудник отдела кадров, тоже поклонись ему в ноги, привлеки на государеву службу! Надо отдать должное Алжасу, который уже шестое десятилетие исправно поклоняется идолам Лубянки. Российские «Протоны» засирают казахские степи, но пиит космического (или комического?) размаха молчит, не смеет перечить шефам. Он не боится быть отравленным полонием «мэйд ин ФСБ». Но ведь после смелого выступления Алжаса могут отлучить от великой привилегии играть в волейбол с сотрудниками российского посольства в Париже. 24 декабря 2006 года я навестил выдающегося писателя современности Абдижамила Нурпеисова, который находился тогда в совминовской больнице в Алматы. В беседе со мной литератор-фронтовик без обиняков и околичностей охарактеризовал О. Сулейменова как подонка. Тогда я был несколько удивлён столь резкой оценкой. Но сейчас понимаю, что Абдижамил-ага ещё мягко выразился.
И в среде агентов-интеллигентов наличествует своеобразное разделение труда. Если Олжас Сулейменов окучивает космополитную часть казахского общества, то вдохновенный сочинитель застольных песен Мухтар Шаханов работает с ура-патриотами. Оба они засветились на дипломатической службе, где даже уборщицы и вахтёры связаны с КНБ. В то время как музыкант-диссидент Хасен Кожахмет мотал реальный срок в ГУЛаге, О. Сулейменов и М. Шаханов разъезжали по капстранам. Кто ж, кроме Алжаса, сможет воспеть ночь-парижанку и ливень в Нью-Йорке? Только Шаханову под силу создать стихи о соколах в аэропорту Барселоны. А ведь в те времена былинные даже поездка в дружественную и социалистическую Болгарию была уделом избранных. Конечно, доморощенных агентов не сравнить с тем же Евтушенко, знавшим прямой телефонный номер Андропова и встречавшегося с президентом Никсоном. Вообще личность Евгения Гангнуса настолько масштабна, что его оперативные связи нельзя ограничивать одним лишь КГБ. Его стихотворение, посвященное убийству Роберта Кеннеди, вышло одновременно в «Правде» и «Нью-Йорк Таймс»! Естественно, что знаковая публикация в главной американской газете не могла произойти без одобрения ЦРУ. Чего-чего, а замечательных поэтов было предостаточно в Стране Советов: Николай Рубцов, Игорь Кобзев, Мукагали Макатаев и многие другие. Однако та же «Нью-Йорк Таймс» не напечатала и строчки их прекрасных стихов. Ибо стихотворец с двойным дном Евтушенко имеет приоритет по сравнению с обычными поэтами. Впрочем, и наши соплеменники по мере возможности не отставали от агента Жени. Тот же Шаханов водил дружбу с Закашем Камалиденовым — председателем КГБ Казахской ССР. Но бедный Мухтар тут же схлопотал кулаком от Назарбая на первом съезде народных депутатов СССР в 1989 году, как только могущественный Камалиденов вышел на пенсию в 1988 году. Перспективный некогда ставленник органов вынужден довольствоваться сейчас унылой темой государственного языка. Третье десятилетие уже Шаханов обсасывает, обгладывает неприглядное положение казахского языка. А воз и ныне там. Но денежки-то капают ему за видимость бурной деятельности! Хотя проблема решается быстро. Достаточно Назарбаю и его сподвижникам-неофеодалам вести совещания правительства и переговоры с иностранцами только на государственном языке. Тогда нижестоящие чиновники и коммерсанты вынуждены будут зубрить казахский, да и перед зарубежными коллегами повысится авторитет государственного языка.
Вычислить агентуру спецслужб среди интеллигенции не представляет особого труда. В советское время это были работники культуры, часто выезжавшие заграницу и создавшие немало произведений на чекистскую тематику. Например, таковыми являлись артисты Василий Лановой, Юрий Соломин, Михаил Козаков и Асанали Ашимов. И Лановой, и Козаков снимались в роли Дзержинского. Лановой, ко всему прочему, был диктором телевизионного репортажа с похорон гебиста Андропова. Соломин тоже знатный гебист: играл и засланного из ЧК адъютанта Его Превосходительства, и журналиста-шпиона под прикрытием ТАСС. Не менее значительны и заслуги Ашимова перед КГБ. Он не только играл шпионов на экране, но и снял художественный фильм «Год дракона», прославляющий уйгурских сепаратистов. Кстати, запоминающуюся музыку к этой гебистской киноленте сочинил Эдуард Хагагортян — один из крупнейших композиторов с Лубянки. Он, к примеру, создал великолепные мелодии к телефильму «Государственная граница». Но вернёмся к родным баранам. Асанали Ашимов, сыгравший в широкоформатной киноповести «Вкус хлеба», был удостоен тогда редчайшей возможности сниматься в капиталистической стране. И не где-нибудь, а в далёкой Канаде! Вот что крест животворящий делает! То бишь многолетнее сотрудничество с органами. Ё-моё! Шерлока Холмса и доктора Ватсона снимали в Прибалтике. Ближневосточные закоулки «Бриллиантовой руки» на поверку оказались бакинскими подворотнями. Видно, сильно приглянулся Ашимов гебистским кураторам.
Что за напасть?! Немало телевизионных руководителей в Казахстане имеют дипломы мединститутов: Евгений Грюнберг, Талгат Даирбеков, Лев Мариупольский и другие. Это наследие того времени, когда в медиа бизнесе правил бал Рахат Алиев — медик со шпионскими наклонностями. Наша страна испытывает настолько острый дефицит специалистов в области телевидения, что приходиться вербовать лекарей. Если «убийцы в белых халатах» изощрённо умерщвляли кремлёвских пациентов, то в нашем случае дипломированные медики не менее изощрённо отравляют общественное сознание пропагандистскими программами. Что касается собственно гебистов на ТВ, то весьма любопытен персонаж по имени Руслан Жемков. Он в своём роде уникальная личность. В 24 года стал руководителем популярного телеканала КТК, находившимся под контролем Рахата Алиева. Генеральская должность! Даже Наполеон стал генералом лишь в возрасте 26 лет. Но есть немаловажный нюанс: отцом вундеркинда-телевизионщика является Сергей Жемков — полковник КНБ. Кстати, тот же Рахат Алиев, пламенно разоблачающий тайных и явных сотрудников КНБ, хранит гробовое молчание в отношении Сергея Жемкова. Алиевский клан уважает жемковскую династию. Но гебистское засилье на российском телевидении ещё ощутимее. Такие звезды голубого экрана, как Сергей Доренко, Александр Любимов и Александр Невзоров, связаны с КГБ-ФСБ узами родства и/или служебными обязанностями.


Discover more from TriLingua Daniyar NAURYZ
Subscribe to get the latest posts sent to your email.