Плачевное состояние отечественного кинематографа является секретом Полишинеля. Яркая эпоха в истории казахского кино, пришедшаяся на 1950-1970-е годы, безвозвратно ушла в прошлое. Сегодняшние руководители киноиндустрии лишь прикрываются некогда престижным именем “Казахфильма” для создания маловразумительных картин и решения своих финансовых проблем.
Вот этот индивид участвовал в поджоге “Казахфильма“, произошедшем 14 августа 2020 года. Он работает там вахтёром, а также выполняет деликатные поручения руководства киностудии. Перед режиссёром Аканом Сатаевым, возглавившем 7 июля 2020 года главную кинофабрику страны, стояла непростая задача скрыть факт крупного хищения бюджетных средств, направленных на съёмку фильма “Казахское ханство“. Чуть больше месяца ушло у него на разработку и осуществление самого оптимального способа замести следы преступления посредством поджога декораций злополучной киноленты. Надо отдать должное Акану Каргамбаевичу: он не стал отпираться и признался, что это был поджог. К сожалению, подобное признание своей вины не вызвало соответствующих санкций со стороны правоохранительных органов республики.
Кстати, ровно за 22 года до казахфильмовского пожара аналогичное ЧП произошло в столице России. 20 августа 1998 года горело здание штаб-квартиры РАО “ЕЭС России“. Таким образом, аферист международного масштаба Анатолий Чубайс, назначенный 30 апреля 1998 года председателем правления этой энергетической компании, зачистил хвосты коррупционных прегрешений в вверенной ему конторе. Конечно, организовать поджог на стратегическом объекте в центре Москвы гораздо сложнее, чем совершить подобное преступление на провинциальной киностудии. Поэтому даже у такого криминального гения, коим является Анатолий Борисович, ушло три с половиной месяца на осуществление преступного замысла.
Таким образом, Акан Сатаев вошёл в историю мирового кино. Шутка ли, устроить самый грандиозный спецэффект за всё время существования кинематографа Средней Азии и Казахстана! Пожар на “Казахфильме” живописно смотрелся на фоне величественных вершин Заилийского Алатау. Конечно, всемирно-исторический масштаб этого ЧП нельзя сравнить с пожаром Рима, учинённом императором Нероном, или поджогом Рейхстага, осуществлённом гитлеровцами. Но надо учесть и то обстоятельство, что в распоряжении карагандинского киношника были гораздо более скромные силы и средства. Тем не менее, и с такими ограниченными ресурсами он придал значительный импульс развитию киностудии “Казахфильм“, в буквальном смысле превратившись в пламенного революционера отечественного кинематографа. Всесожжение феодально-байских декораций “Казахского ханства” — это окончательный переход на качественно новый уровень становления местечкового доселе кино. Тщедушный Акан, на мгновение преобразившись в мифического гиганта, словно бросил клич из поднебесья: “Отречёмся от старого мира!“
Безусловно, что художественно-эстетическая ценность сатаевских поделок стремится к абсолютному нулю. Ходульные, притянутые за уши персонажи. Надуманные сюжетные линии, высосанные из пальца. Однако и среди этого приблатнённого паноптикума иной раз проглядывают удивительные творческие находки! Но вначале — небольшой экскурс в историю. Дело в том, что Акан Сатаев принадлежит к казахскому племени аргын, представители которого сильно пострадали от президента Назарбаева. Достаточно вспомнить крупного коммерсанта Сыздыка Абишева, впавшего в кому после аудиенции у Нурсултана Абишевича. Несколько месяцев спустя аргынский бизнесмен скончался. До сих пор томится за решёткой карагандинский авторитет Серик Калиев, который организовал покушение на назарбаевского свата — миллиардера Аскара Кулибаева. А пятнадцать лет назад аргынская певичка Макпал Жунусова трагически овдовела, когда был злодейски убит её супруг — политик Заманбек Нуркадилов, выступавший против властей Казахстана. В общем, у аргынов есть затаённая обида на президента Назарбаева.
Один из таких трагических эпизодов иносказательно продемонстрирован в фильме “Рэкетир“, 2007. Конечно, шакалёнок Сатаев не осмелился открыто обвинить президента Назарбаева в стародавнем преступлении. Поэтому нынешний глава киностудии “Казахфильм” ограничился фигой в кармане. Так в чём же состоит прегрешение нурсултанской молодости? Биологическим отцом его падчерицы Дариги является Малкаждар Тлеужанович Избасаров — представитель казахского племени курманай, потомок прославленного богатыря Жанкожи и уроженец города Аральска. Так вот, этот строитель-выпивоха с незаурядными вокальными данными приютил друга Нурсултана на своей темиртауской жилплощади, где М.Т. Избасаров обитал со своей аргынской женой Сарой и дочерьми — Даригой и Динарой. Но Нурсултан, предавший позднее своего благодетеля — татарского партократа Динмухамеда Кунаева, и в молодости был Иудой. Он повздорил с хозяином и, ничтоже сумнящеся, вытолкнул того в окно.
Нурсултан повернулся к ошеломлённой Саре и принялся её утешать: “Не волнуйся. Нас ждёт прекрасное будущее“. А когда Нурсултан достиг высшей власти в Казахстане, родственники Малкаждара дали письменное обязательство о неразглашении истинной причины преждевременной смерти строителя-певца. Свидетельства о рождении и смерти М.Т. Избасарова изъяты из архивов, а на вопросы назойливых журналистов его родственники отвечают, что он погиб в результате падения с высоты на стройплощадке. Кстати, фильм “Рэкетир” вышел на экраны в сорок пятую годовщину трагического инцидента в Темиртау. Также у этой киноленты есть ещё одна связующая нить с племенем аргын. Дело в том, что крупные казахские политики Адильбек Джаксыбеков и Аскар Мамин были целиноградскими вымогателями (рэкетирами) в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Так что, А. Сатаев отдал своеобразную дань уважения своим старшим соплеменникам.
Если в “Рэкетире” он в завуалированной форме поведал о гибели биологического отца Дариги, то посредством исторического фильма “Томирис” А. Сатаев подыграл президентским амбициям Дариги. Дескать, на казахской земле необходимо опять возвести на трон женщину. Так что, в буквальном смысле закулисная борьба за власть продолжается…


Discover more from TriLingua Daniyar NAURYZ
Subscribe to get the latest posts sent to your email.