Барин и “щелкопёры”
Барин и “щелкопёры”

Барин и “щелкопёры”

Views: 21

Прошло два года со дня кончины бывшего премьер-министра Казахстана Сергея Терещенко, чей жизненный путь завершился 10 февраля 2023 года. Но, как это иногда бывает, истинную сущность той или иной личности начинаешь лучше осознавать лишь после её смерти. При жизни пана Терещенко значительная часть публикаций, посвящённая деятельности этого политика, рассказывала о его обширных земельных участках, солидном пакете акций российской авиакомпании “Трансаэро“, многомилионных кредитах, которыми он щедро одаривал своих друзей и партнёров, когда возглавлял казахское правительство. Однако примечательная история его взаимоотношений с отечественными литераторами отошла на второй план.

Гражданская панихида по Сергею Александровичу Терещенко.

Великий казахский писатель Оралхан Бокей (1943-1993) в начале 1990-х годов попал на приём к С. Терещенко, и попросил пятикомнатную квартиру у премьер-министра. У крупнейшего деятеля нашей культуры в то время была молодая жена с двумя малолетними детьми. Семья выдающегося уроженца Восточного Казахстана ютилась в обычной двухкомнатной квартире в Алматы. Но прижимистый уроженец России отказался помочь корифею казахской словесности. Об этом постыдном эпизоде биографии предприимчивого политика поведала вдова литератора Ардак Бокеева в своём интервью писателю Талаптану Ахметжану, опубликованному в сборнике воспоминаний “Оралхан: Естеліктер, эсселер және мақалалар“, 2000, составленном Райхан Маженкызы.

А видный казахский прозаик Абдижамил Каримович Нурпеисов (1924-2022) в интервью “Кто же мы сейчас, казахи?”, опубликованном 19 апреля 2002 года в еженедельнике “Новое поколение“, рассказывает, что в 1992 году в своём выступлении на торжественном заседании, посвящённом первой годовщине независимости Казахстана, он посетовал на то, что вокруг президента Назарбаева мало ярких личностей, и преобладают безликие исполнители. Далее литератор вспоминает: “Как и следовало ожидать, в тот же день на банкете первым подошёл ко мне разъярённый Терещенко и гаркнул: “Что, по-вашему, мы все — пустое место в руководстве?Так или приблизительно так обстояло в разное время мое отношение с руководителями республики“. Кстати, в конце 1950-х годов, уже будучи признанным мастером казахской литературы, А.К. Нурпеисов вместе со своей семьёй скитался по съёмным квартирам. Лишь благодаря волевому решению тогдашнего главы казахского правительства Жумабека Ташенева (1915-1986) молодой писатель получил добротное жильё в центре Алма-Аты.

Замечательный же казахско-немецко-русский переводчик и публицист Герольд Карлович Бельгер (1934-2015) в своих дневниковых записях “Плетенье чепухи” тонко намекнул на латифундиста пана Терещенко: “Я всё думаю: как нам воспитывать казахстанцев патриотизму, если даже земля будет распродана? К чему и к кому казахстанец должен испытывать это святое чувство? К Едрищенко, который землю эту купил, или к Мыркымбаю, который на проданной земле горе мыкает?” Да, патриот России украинского происхождения был богат, как Кочубей, но у меня язык не повернётся назвать его славным.

Likes(0)Dislikes(0)
19 views

Discover more from TriLingua Daniyar NAURYZ

Subscribe to get the latest posts sent to your email.

Leave a Reply

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.