11 мая 1984 года газета “Вечерняя Алма-Ата” опубликовала интервью с прославленным казахским археологом Алькеем Хакановичем Маргуланом (1904-1985) в рубрике “Учёный мир Алма-Аты“.
Примечательно, что беседу ведёт молодой историк Нурбулат Масанов (1954-2006). Два таких разных человека! Почтенный юбиляр великолепно знал родной язык и традиции своего народа, а честолюбивый кандидат наук был русскоговорящим “дитём асфальта” (определение, данное Н.Э. Масанову журналистом Бигельдином Габдуллиным в беседе со мной в 1993 году). А.Х. Маргулан был учёным-практиком, собственноручно открывавшим в буквальном смысле новые пласты, а вот его младший визави был преимущественно кабинетным учёным. Впрочем, могу лично засвидетельствовать, что Нурбулат Эдигеевич был весьма добродушным и открытым человеком, несмотря на свои “асфальтные” издержки.
Видному советскому учёному, лауреату Государственной премии Казахской ССР, академику АН КазССР Алькею Хакановичу Маргулану сегодня исполняется 80 лет. Имя этого крупного ученого широко известно и пользуется заслуженным уважением в научных кругах не только нашей страны, но и за рубежом. Его перу принадлежат более 300 научных и научно-популярных трудов, в том числе ряд фундаментальных монографий.
А.X. Маргулан по праву считается одним из основоположников казахстанской археологической науки. Его вклад в развитие науки республики высоко оценён многими правительственными наградами.
Интервью с Алькеем Хакановичем МАРГУЛАНОМ ведёт кандидат исторических наук Н.Э. Масанов.
— Алькей Хаканович, вы прошли большой жизненный путь. Что, по-вашему, является главным в жизни учёного, ваше жизненное кредо?
— В двух словах оно может быть сформулировано следующим образом: работать, любить свое дело, быть честным, трудолюбивым и не искать лёгких путей. Главное в жизни учёного, думается, заключается в стремлении познать неизведанное, открыть новое, пересмотреть устаревшее. Очень важно уметь ставить большие задачи и честно работать над их выполнением, не гнаться за славой и сиюминутным успехом. Подвижничество — вот, пожалуй, главное в жизни настоящего ученого.
Мне посчастливилось близко дружить с такими замечательными людьми, как Мухтар Омарханович Ауээов и Каныш Имантаевич Сатпаев, они оказали огромное влияние на формирование моих жизненных идеалов и научных интересов.
Примером ученого для меня всегда являлся академик Алексей Павлович Окладников, который всю свою жизнь посвятил беззаветному служению науке. Мне не раз приходилось близко общаться с ним, беседовать о путях развития науки, её перспективах в Сибири и у нас в Казахстане, тесно связанных общими историко-культурными судьбами.
Многие годы вы занимались археологическими исследованиями Казахстана…
— Продолжая вашу мысль, скажу, что археология — это бесконечный поиск памятников прошлого, различных комплексов материальной культуры, следов человеческой деятельности древних цивилизаций.
Я вспоминаю свои экспедиционные разъезды, встречи с людьми, поиски, раскопки, находки, как самые счастливые и радостные дни моей жизни. В поле познается цена труду, верность слову и делу. Здесь необходимо терпение, кропотливый труд и, конечно же, удача. Мне посчастливилось принимать участие в экспедиционных поездках таких замечательных ученых-археологов, как М.П. Грязнов и С.И. Руденко, совместно рука об руку работать с А.Н. Бернштатом, С.С. Черниковым. Л.Р. Кызласовым и другими видными учеными нашей страны. С большим удовольствием работал со своими учениками К.А. Акишевым, М.К. Кадырбаевым, X.А. Алпысбаевым, А.М. Оразбаевым, со своими молодыми коллегами С.М. Ахинжановым, К.М. Байпаковым, Л.Б. Ерзаковичем и другими.
Счастлив, что мне удалось работать с памятниками эпохи бронзы, особенно с памятниками бегазы-дандыбаевской культуры, которая представляет огромный научный интерес. Эта культура уникальна. Древние насельники, оставившие памятники бегазы-дандыбаевского этнокультурного комплекса, проживали на территории Центрального Казахстана на рубеже второго и первого тысячелетий до нашей эры. Исследование этого комплекса очень важно для понимания исторических судеб народов, проживавших в древности на территории не только Казахстана, но и Сибири и Центральной Азии. Изучению памятников бегазы-дандыбаевской культуры я посвятил более тридцати лет своей жизни. Первый этап её исследования получил отражение в коллективной монографии «Древняя культура Центрального Казахстана», удостоенной премии им. Ч.Ч. Валиханова в 1967 г. Второй этап, завершающий, нашёл отражение в моей монографии «Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана».
Вплоть до 50-х гг. считалось, что Казахстан не перспективен с точки зрения археологических исследований. Преодолеть предвзятые мнения в науке очень сложно. И я счастлив, что мне удалось внести свою лепту в археологическое открытие Казахстана, доказать, что в древности территория нашей республики была крупным центром металлургии и скотоводства. На археологической карте нашей страны Казахстан перестал быть «белым пятном».
К моим археологическим исследованиям тесно примыкают работы в области искусствоведения, изучения древнего искусства и архитектуры. Научные изыскания в этой области знаний доказали, что отдельные регионы Казахстана издавна были крупными центрами городской цивилизации на базе высокоразвитого поливного земледелия. Результатом многолетних исследований в сфере искусства и архитектуры явилась публикация ряда монографий, в частности «Из истории городов и строительного искусства древнего Казахстана», «Архитектура Казахстана» и др. В настоящее время в издательстве «Онер» готовится к публикации моя новая монография-альбом «Прикладное искусство казахов».
Археологические исследования, особенно широко развернувшиеся в последние 20-30 лет, свидетельствуют о том, что никогда не происходило прерывания жизни людей на территории Казахстана, как полагали некоторые авторы в 30-50-е годы. К сожалению, археологическими работами не в равной мере охвачены все регионы нашей республики, имеется ещё немало пробелов в наших знаниях о жизни древних насельников. Так, например, очень слабо ещё изучен Западный Казахстан, недостаточно исследован Восточный и Северный. Предстоит ещё много поработать над изучением различных археологических эпох и культур. Иначе говоря, в археологическом и историко-культурном отношении Казахстан представляет собой чрезвычайно перспективный объект научного поиска.
— Долгие годы вы возглавляли отдел этнографии Института истории, археологии и этнографии им. Ч. Ч. Валиханова АН КазССР. Каковы итоги работы этнографов нашей республики?
— Этнография, пожалуй, одна из наиболее динамично развивающихся наук в нашей стране. Её успехи связаны с деятельностью выдающихся ученых члена-корреспондента АН СССР Сергея Павловича Толстова и академика Юлиана Владимировича Бромлея. Во многом благодаря их исследованиям этнография стала наукой из преимущественно изучавшей «отсталые народы» — наукой, изучающей этнические процессы, этносы в постоянном процессе их эволюции и трансформации.
Этнографами нашей республики проделана огромная работа по собиранию этнографического материала, его всестороннему изучению и научному анализу. Результатом многолетних экспедиционных поисков явилось издание крупных коллективных трудов, таких, как «Хозяйство казахов на рубеже XIX—XX веком», «Культура и быт казахского колхозного аула», а также целого ряда монографий и научных сборников. В настоящее время отделом готовится к изданию капитальный труд «Казахи: историко-этнографическое исследование». Это будет первый обобщающий труд по этнографии казахов, своеобразная энциклопедия народной жизни. Сотрудники отдела этнографии занимаются изучением не только богатого прошлого казахского народа, но и исследованием современности, что отвечает задачам, поставленным партией и правительством перед общественными науками. В настоящее время в качестве плановой темы отдела начато изучение сложнейшего комплекса вопросов, связанного с функционированием основной микроячейки советского общества — современной семьёй.
Уже давно назрела необходимость в расширении этнографических исследований в Казахстане. Парадоксально, но на 19 областей и более чем пятнадцатимиллионное население республики приходится не более десятка квалифицированных этнографов-специалистов. Это очень и очень мало. Следует серьезно подумать над вопросами их подготовки. Прошлое уходит гораздо быстрее, чем мы себе представляем. А его необходимо знать, причем знать досконально, если мы хотим предвидеть будущее, планировать его. Хорошо известно, например, какое огромное значение имеет знание системы выпаса скота, народных традиций и опыта. Без пристального изучения народного опыта невозможно совершенствовать и улучшать наше современное животноводческое хозяйство. То же самое можно сказать и о народных традициях в области казахского земледельческого хозяйства, которое столетиями практиковало безотвальную вспашку и противоэрозионную технологию. Жаль, но с каждым годом мы безвозвратно теряем что-то очень важное и полезное.
И ещё. Алма-Ата, наверное, одна из немногих столиц союзных республик, которая не имеет своего этнографического музея. А это ведь лицо народа, лицо его культуры и истории. В любом городе, тем более крупном, осмотр достопримечательностей, знакомство с народом начинаются с посещения этнографического музея. К сожалению, краеведческий музей совершенно не удовлетворяет современным требованиям.
Продолжая наш разговор о прошлом, хочу сказать, что надо коренным образом пересмотреть наше отношение к истории и культуре своего народа. Не следует думать, что, поднявшись к высотам цивилизации, мы можем полностью отказаться от народных традиций. Это наша плоть и кровь, это наше прошлое, в нём секрет нашего будущего. Только лишь бережное, доброе отношение к лучшим народным традициям, к знаниям и опыту, накопленным десятками поколений, может обеспечить нам уважение и добрую память наших потомков. Предание забвению истории народа и его культуры недопустимо. Прошлое — это зеркало сегодняшнего дня.
— Многие годы вы посвятили изучению научного наследия выдающегося казахского ученого Ч. Валиханова, 150-летний юбилей со дня рождения которого мы будем торжественно праздновать в следующем году…
— Чокан, его судьба, жизнь и деятельность — это часть моей души, любимейший предмет моих исследований. Это был удивительный человек, отдавший всю свою жизнь беззаветному служению науке, его научное наследие огромно, его всестороннее исследование — почётная задача и долг наших ученых. Более двадцати лет я посвятил собиранию, выявлению и изучению научных трудов Ч.Ч. Валиханова. Мне посчастливилось руководить большим коллективом сотрудников, которые подготовили к изданию его научное наследие. В частности, в 1958 году были первоначально изданы «Избранные произведения» ученого, а в течение 1961—1972 гг. «Собрание сочинений в пяти томах». В настоящее время подготовлено к публикации новое издание «Собрания сочинений» Ч. Валиханова, оно значительно переработано и улучшено, введены в издание вновь выявленные труды казахского ученого, даны подробные комментарии, отражающие современный уровень развития науки. Считаю, что наши ученые, писатели ещё в большом долгу перед великим ученым, ещё немало надо сделать, чтобы увековечить его память, выявить и изучить как можно полнее его научное наследие.
— Что бы вы хотели пожелать молодым, только начинающим свой путь в науке, исследователям?
— Прежде всего я хотел бы пожелать им горения, трудолюбия и терпения. Современному учёному необходим огромный запас знаний, без которого немыслим творческий процесс. Только доскональное знание предмета может позволить проникнуть в сущность той или иной научной проблемы. В научном поиске важно не только умение осваивать существующие знания, но прежде всего необходимы полёт мысли, талант и умение генерировать новые идеи, ибо в конечном счете они двигают науку вперед. Для этого необходимо вырабатывать в себе самостоятельность мышления, умение думать, мыслить, рассуждать, умение фантазировать, критически относиться к общеизвестным истинам…
— Спасибо, дорогой Алькей Хаканович, за интервью, хотелось бы пожелать вам крепкого здоровья и дальнейших творческих успехов.
Discover more from TriLingua Daniyar NAURYZ
Subscribe to get the latest posts sent to your email.