30 марта 2021 года исполняется 70 лет со дня рождения Сергея Александровича Терещенко — бывшего премьер-министра Республики Казахстан. Мы присоединяемся к поздравлениям в адрес почтенного юбиляра. Но для более объективной оценки этой крупной фигуры новейшей истории Казахстана, позвольте привести некоторые характерные факты из биографии С.А. Терещенко, которые, возможно, идут вразрез с его официозным имиджем степенного, рассудительного деятеля. Кстати, он проходил под кличкой “Филин” согласно классификации 1 Центра СИС КНБ РК.
В свою бытность председателем Чимкентского облисполкома (07.1986-11.1989) герой нашей статьи позволял себе резкие высказывания.
“Наконец, принял меня председатель облисполкома Терещенко. Не успел войти, как с порога слышу окрик:
— Ты не суйся, оставь, мы тебе другое место подберем…
Но я не согласился. Так повторялось два-три раза. В конце концов мы с Терещенко крепко сцепились. Кричали друг на друга. Он, убедившись, что я — крепкий орешек, заявил:
— Ты по специальности учитель. Учи детей, давай, иди в школу. Там ты будешь на своем месте.
Но я пропустил мимо ушей его глупость. У меня на руках — приказ республиканского Комитета, и мне нечего переживать.
— Сергей Александрыч, извините, но после окончания пединститута я три года отработал по специальности. А во-вторых, для повышения своих знаний я поступил в Казахский химико-технологический институт. Сейчас учусь на третьем курсе. И как раз сейчас я должен работать по специальности.
— В общем, хочешь иди, не хочешь — не ходи. У нас одно решение. А нет — так отправим в Сузак,— решил припугнуть меня Сергей Александрович.
Тут я не выдержал:
— А тогда дайте мне постановление бюро обкома партии или решение суда, иначе я никуда не пойду, с места не тронусь!
— Если мы захотим, ты в Сузак пешком пойдешь, — нахмурился Терещенко.
— О, нет, Сергей Александрович! Вы крупно просчитались. Я не из тех, кого можно запугать. Я никого и ничего не боюсь. А с Вами буду спорить до победного конца. И устав, и закон для всех один. Если Вы — коммунист, то и я коммунист. Мой гражданский и партийный долг, мое право — защищать себя. Поэтому я буду стоять на своем до партийного расследования. Буду писать вплоть до ЦК КПСС. Я не запугиваю и не угрожаю. С каких это пор секретарь обкома партии и председатель облисполкома пляшут под дудочку Каныбекова?
А Каныбеков как раз сидит тут же. Терещенко совсем уж вышел из себя. Я продолжаю в том же духе, а он взревел, как медведь:
— Освободите кабинет! Разбирайтесь сами.
Плюхнулся в кресло и поджал под себя косолапую ногу. Я выхожу, а Каныбеков подмасливается:
— Сергей Александрович, из Гурьева идут цистерны с бензином,— начал было он докладывать, но Терещенко как завопит:
— Да пропади ты со своими вагонами! Убирайся из кабинета! (Этот Терещенко, ко всеобщему удивлению, потом стал премьер-министром Республики Казахстан и погрузил страну в долговую кабалу. Ныне — лидер “карманной” партии “Отан“, кавалер ордена “Парасат“)” (Темиртас Тлеулесов. “Шымкентская мафия (документальный детектив)”, Алматы. ЗАО «Дәуір», 2000, стр. 24-25).
А о проделках С.А. Терещенко на посту премьер-министра РК мне рассказал его соплеменник — бывший казахстанский мостостроитель Владимир Брониславович Белинский.
“Терещенко… И я думаю, что это была большая ошибка Назарбаева, что он его призначив (“назначил” по-украински — Д.Н.). Хотя, хотя он сделал очень много… Там были другие, более заслуженные люди. Не только казахи, а и русские, и украинцы, и… Да много людей!
Ну, а в чём была ошибка? Это то, что Терещенко кредитов набрал?
Вы, понимаете, он очень много своровал лично зерна в Казахстане, и выдал его России. Мы в те времена строили — продолжали строить — леспромхозы. Ельцин раптом (“вдруг” по-украински — Д.Н.)… Казахстан подписывал договор, что отдаст Иркутской области триста тысяч тонн муки, тонн муки. А они нам дадут столько леса, сколько мы хотим. И цукор (сахар) мы давали, ещё что-то. Я не помню. А Ельцин раптом — раз! — и половину забирает у Ножикова, у главы Иркутской области. А Ножиков — это был начальник строительства “Братскгэсстроя”. А мы как раз в Братске строили эти. И он даже для своего Братска не взял, а для Иркутской области, для плана. Вы понимаете? А тот раптом берёт — Ельцин — забирает. И Терещенко… Мы бы отстояли интересы Казахстана тогда — мёртво! Но Терещенко согласился с Ельциным. Согласился!
И зерно отдал.
Да! Вы понимаете, поэтому я говорю: это была ошибка”.
Глава движения социальной и правовой защиты пенсионеров “Поколение” Ирина Савостина, тоже не чуждая генетически С.А. Терещенко, также критически высказывается о его пребывании в должности премьер-министра.
“Не знаю, правда это или нет, но по городу поползли слухи, что узбекские власти перекрыли газ и виноват в этом конфликте премьер Терещенко и что Нуркадилов “подрался” из-за газа с Терещенко. Нуркадилов требовал газ для города в течение двух-трёх часов и сам полетел в Ташкент. Газ дали”.
Но даже формально уйдя из большой политики, С.А. Терещенко продолжает оказывать влияние на ситуацию в Казахстане. Вот что свидетельствует по этому поводу бывший председатель Национального банка РК.
“Ссылаясь на слова Алтынбека Сарсенбаева, Ораз Жандосов говорит, что Терещенко предлагал им 20 миллионов долларов:
— Терещенко говорил Алтынбеку: “Ясно, что Назарбаев выиграет президентские выборы, зачем вам заниматься проигрышным делом, давайте, ты и Ораз, возвращайтесь в правительство, во власть… Нормально всё будет, уладим…” Это со слов Терещено. Ну и как бы вдобавок к этому 20 миллионов долларов — подарка или платы… не знаю”.
Discover more from TriLingua Daniyar NAURYZ
Subscribe to get the latest posts sent to your email.