Впервые в интернете размещаю русскую версию замечательного грузинского кинофильма “Твой сын, Земля”, 1980, режиссёра Резо Чхеидзе. Выражаю благодарность правообладателю данного произведения — Бидзине Ревазовичу Чхеидзе за разрешение использовать его в некоммерческих, исследовательских целях.
Эта кинокартина снята в публицистичной, плакатной манере. Конечно, образы её героев несколько надуманы, и зачастую служат пропагандистским целям эпохи развитого социализма. Однако чарующая музыка Гия Канчели, великолепная операторская работа Ломера Ахвледиани, мастерски чередующего живописные пейзажи Грузии с конфликтными ситуациями в быту и на производстве, а также тонкая, психологичная игра Темура Чхеидзе, Евы Хутунашвили, Юрия Саранцева и других артистов поднимают этот фильм на уровень высокого искусства.
Первая серия
Вторая серия
Данная кинолента в определённой степени предсказала техногенные катастрофы, коррупцию, кризис здравоохранения и другие напасти, захлестнувшие Советский Союз на рубеже 1980-1990-х годов. В фильме также прослеживается дискуссия между сторонниками социалистического планового хозяйства и приверженцами рыночной стихии. В качестве комментария к киноповести “Твой сын, Земля” тоже впервые в интернете привожу отрывок из брошюры Николая Суменова “Твой сын, земля”, 1984, рассказывающей о фильмах, посвящённых труженикам села и их проблемам.
Георгий Торели — герой фильма “Твой сын, земля” — возвращается в родные места секретарём райкома партии и сразу же ставит для себя важную цель — возродить пустынную долину Вайо, славившуюся в былые времена своими виноградниками. Он думает о будущем земли как её верный и заботливый сын. И хотя Степан Сечкин и Георгий Торели не похожи друг на друга, у каждого из них свой неповторимый характер и своё поле деятельности, между ними много общего; Сечкин и Торели — счастливые открытия художников, воплотивших свой эстетический и нравственный идеал в ярких образах наших современников.
Фильм “Твой сын, земля” (1980) поставлен Р. Чхеидзе по сценарию С. Жгенти. Имена этих художников мы встречали в титрах фильмов “Отец солдата“, “Ну и молодёжь“, “Саженцы“. Главный герой фильма “Саженцы”, созданного авторами в 1973 году, — старый Лука (Р. Чхиквадзе) вместе со своим внуком путешествует по Грузии в поисках старинного сорта груши хечечури. Авторы избрали для фильма распространённый в кино мотив путешествия — в дороге происходит много мимолётных встреч, однако не случайно выбрана цель путешествия — поиск груши, которая даст плоды только через много лет. Старый крестьянин думает о будущем и, рассказывая своему маленькому внуку о важности труда на земле, даёт ему ценный нравственный урок.
Путь авторов от “Саженцев” к фильму “Твой сын, земля” был долог — без малого десять лет.
В основе фильма “Твой сын, земля” лежит реальный жизненный материал: после известного постановления ЦК КПСС “Об организаторской и политической работе Тбилисского горкома компартии Грузии по выполнению решений XXIV съезда КПСС” в республике развернулась борьба за оздоровление обстановки. Ряд работников партийного и государственного аппарата, злоупотребляввших своим служебным положением, были смещены со своих постов. Молодой коммунист Георгий Торели направлен на партийную работу в район, где прошло его детство. В наследство он получил запущенное хозяйство. Некогда богатый край пришел в упадок, жители покинули горные селения, многие потеряли веру в справедливость, на их глазах процветают мошенники и взяточники, уверовавшие в свою безнаказанность. И Торели начинает борьбу…
Фильм остроконфликтен. Противниками новых принципов руководства выступают опытные демагоги и махровые дельцы. Таков, например, управляющий трестом Сетуридзе (Г. Харабадзе). На базальтовом карьере, находящемся в подчинении Сетуридзе, производятся взрывы, не предусмотренные правилами. В результате страдают памятники древней культуры. Но бездуховного потребителя мало волнует прошлое и будущее. Он стремится к богатству, попирая этические и нравственные нормы. Корысть проникла даже в среду врачей, которые берут взятки и выписывают тяжелобольных. Торели начинает действовать, консолидируя вокруг себя здоровые силы, честных тружеников. Секретарь райкома показан на экране как человек сильный и великодушный. Он абсолютно честен перед собой и людьми, абсолютно принципиален, предан своему делу. Торели почти не показан как трибун (лишь в финале герой выступает на съезде комсомола). Он избегает громких слов, афористических фраз. Речь героя подкупает простотой и внутренней убеждённостью, каждое слово продумано и взвешено, подкреплено делом. В роли Торели снимался Темур Чхеидзе. Естественно, что ему как театральному режиссёру досконально известны все секреты актёрской работы. Но на экране Т. Чхеидзе как бы совсем отказывается от актёрских приспособлений, он абсолютно достоверен, просто живёт в близком себе образе. (Когда фильм вышел на экраны и Центральное телевидение пригласило Темура Чхеидзе принять участие в очередном выпуске “Театральных встреч“, мы снова увидели на экране Торели — та же негромкая, неторопливая речь, та же пластика. Зато сколько внутренней силы и огня в его глазах!)
Т. Чхеидзе был настолько убедителен в роли, что произошёл интересный социальный феномен — к нему начали обращаться люди с реальными просьбами, идентифицируя образ депутата, секретаря райкома партии с самим актёром.
Фильм “Твой сын, земля” стал событием не только эстетическим, но прежде всего общественным. Он открыто и честно выразил активную позицию авторов по отношению к негативным явлениям, которые до сих пор встречаются в нашей жизни, и показал, что может сделать человек, всем сердцем преданный своему делу, нетерпимый к проявлению социального зла, воспринимающий мир добрыми глазами, ощущающий свою ответственность и испытывающий душевную боль за общее дело, за судьбы людей.
В финальных кадрах фильма “Твой сын, земля” в долину Вайо придут люди. Режиссер поднимает эту сцену до уровня поэтического символа. Люди спускаются с высокого холма торжественно и величаво. Идут старики и дети, прижимая к груди книги, мужчины и женщины несут в плетеных корзинах спящих младенцев. В их лицах, одежде подчёркивается извечное крестьянское начало. Возникает кадр-метафора, образ-обобщение, который олицетворяет победу Георгия Торели, хотя авторы отнюдь не упрощают положение дел, и мы понимаем, что и в дальнейшем работа потребует от героя мужества, принципиальности, энергии и упорства.
Конечно, образ коммуниста Торели имеет прочные духовные связи с героями советского киноискусства прошлых лет. Он напоминает героев ряда производственных фильмов и спектаклей, например бригадира Потапова из “Премии“.
Успех наших так называемых производственных фильмов и произведений “деревенской” прозы обусловлен тем, что художники на сугубо рабочем материале исследуют нравственную проблематику, “человеческий” аспект трудовой деятельности в условиях НТР.
Discover more from TriLingua Daniyar NAURYZ
Subscribe to get the latest posts sent to your email.